![]() |
Психосфера Земли Здравствуйте, уважаемые форумцы! Очень дельные советы даны были Романом и Николаем в теме Искусство мышления по психосфере. Предлагаю свой материал. Давайте доработаем или переработаем. & 6. Психосфера Земли 1. Психосфера планеты. В свое время русский психолог Николай Ни-колаевич Ланге ввел понятие «психосфера», призванное охватить богатство и многоплановость феноменов науки психологии. А при соотношении пред-ставления Н.Н. Ланге о психосфере с фундаментальными идеями В.И. Вер-надского о биосфере и ноосфере возникает перспектива понять и описать подлинное место психосферы в едином пространстве, образуемом природой и социумом. По В.И. Вернадскому, биосфера представляет собой активную оболочку Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в том числе человека) проявляется как фактор планетарного масштаба и значе-ния. Ноосфера понимается как новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим факто-ром ее развития. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов при-роды с законами мышления и общества. Психосфера, сохраняя собственную уникальную предметность, интегрирует в сопряженном виде процессы, со-вершающиеся в биосфере и ноосфере. «Психосфера Земли – это неразрывное единство психики совокупного человечества и окружающей энергоинформационной среды в их постоянном взаимопроникновении, взаимодействии и развитии» ( Арапов А.Ю. и Ли А.Г. Концепция и общие положения по формированию международной системы психофизической безопасности и безопасности психосферы человека. - Мо-сква, 1999. Парапсихология и психофизика, №1.). Психосфера состоит из подсистем: сообщество (общество) и массы, элементами которых являются "отдельные индивидуумы" (Чижевский, 1995). Психосфера включает в себя все психические свойства, процессы, не-отчуждаемые от человека компоненты менталитета. Способ бытия психосфе-ры основан на психофизиологической природе индивидов, их общении меж-ду собой и деятельностном освоении окружения. Психосфера шире, чем “второй мир” К.Поппера, поскольку наряду с индивидуальным субъектив-ным опытом включает неосознаваемые установки, мотивы, потребности, страхи, влечения, причем не только индивидуальные, но также групповые и массовые, объективную реальность устной речи. 2. Ментальность как элемент социо- и экосистемы. Человеческая мысль – фактор психосферы. Человек, по выражению В.И. Вернадского, стал могучей геологической силой, направляемой разумом, вернее, научной мыслью. Однако ноосфера образуется и развивается не толь-ко научной мыслью, но живет и функционирует за счет качества мыслей ка-ждого человека. Загрязнение окружающей среды – лишь следствие загрязнения эфира (ментального мира, мира мыслей). Пришло время по-новому взглянуть на роль мышления человека и на его ответственность за порожденные им мыс-ли. Эта область знаний о мысли наименее понята и изучена. Легче всего лю-ди понимают значение и следствие действий, затем идут слова, произнесение которых может благоприятно или отрицательно отразиться на говорящем. Но очень мало или совсем не понимают люди воздействия мысли как на них са-мих, так и на окружающий мир. Создание действительно разумной оболочки, какой ее представил В.И. Вернадский, возможно на основе овладения каждым человеком искусством мышления. Начинать следует с понимания свойств и значения мысли. К со-жалению, научного учения о мысли пока нет. Не дожидаясь, когда наука по-дойдет к выводам о материальности мысли и ее роли в эволюции человека, обратимся к Учению Живой Этики. Учение утверждает, что мысль есть ма-териальное образование, состоящее из весьма тонких форм материи, которые не видимы простым глазом и не доступны пока обнаружению существую-щими научными приборами. Более того, мысль является живым существом тонкого плана со всеми признаками самодовлеющего существования. Мысль обладает энергией и волей, вложенными в нее породителем. Мысль имеет конкретную пространственную форму. Мысль бессмертна. Ее можно поро-дить, но уничтожить невозможно. Мысль в пространстве растет, и к энергии, вложенной ее творцом, добавляется еще энергия роста. Существует удиви-тельная закономерность – каждая мысль имеет тенденцию к реализации на физическом плане. Уничтожить уже порожденную мысль нельзя, но нейтра-лизовать ее действие можно, породив более мощную мысль противополож-ного направления. Не существует препятствий для сосредоточенной мысли человека. Все люди действуют под влиянием мыслей. Мысль обычно предшест-вует каждому сознательному движению человека. Мысль – это великий дар эволюции людям, это творческая сила духа. В процессе эволюционного раз-вития человек идет от низшего к высшему. Действия инстинктивные заме-няются сознательными, сознание тем самым становится определяющим фак-тором его жизни. Двигаясь дальше, человек призван расширять рамки своего сознания и переносить свою сознательную деятельность в область все более высоких вибраций. Нет предела на таком пути совершенствования. И глав-ным инструментом на этом пути является мысль. Поэтому так важно доби-ваться овладения своими мыслями, контроля за ними и умения направлять их в нужное русло. Эта задача трудна и долговременна – но постоянная наце-ленность на ее решение неизбежно будет приносить результат. На страницах книг Живой Этики упоминается о необходимости введения в школьные про-граммы уроков Искусства мышления: «…Следует твердить об искусстве мышления». «Искусство мышления отринуто, и о нем не указано в школах». «Искусство мышления должно быть развиваемо в школах». 3. Безопасность психосферы. Потенциальными источниками угроз в об-ласти психофизической безопасности человека и безопасности психосферы планеты являются: - физические лица, обладающие от природы способностями неосознавае-мого воздействия на других лиц, и объединения этих лиц; - религиозные и иные эзотерические и оккультные группы и организации; - любые программы для ЭВМ; - генераторы физических полей и излучений; - природные комплексы и антропогенные зоны; - любые информационно-программные, аудио- и видеопродукты, распро-страняемые по каналам общественного пользования; - литература и средства массовой информации, в том числе использующие методы нейролингвистического программирования» (Арапов А.Ю. и Ли А.Г. Концепция и общие положения по формированию международной системы психофизической безопасности и безопасности психосферы человека. - Мо-сква, 1999. Парапсихология и психофизика, №1). Наглядным примером комплексного источника психофизической опасно-сти является Интернет. В течение последних десятилетий Интернет ради-кально изменил нашу жизнь. Как утверждает один из изобретателей Интер-нета Винт Серф, к 2040 году глобальная сеть станет межпланетной, так как объединит Землю и Марс. Через глобальную компьютерную сеть Интернет пойдут основные потоки информации и сигналов. В ее поле действия объе-динятся телефонные сети, персональные компьютеры, телевизионные кана-лы, системы управления домашними приборами. Люди смогут общаться на любом языке с кем угодно и когда угодно на планете - перевод обеспечит компьютер. Жизнь современного человека определяется двумя факторами: общест-венными отношениями и технологиями. Специфика ситуации такова, что информационные технологии будут формировать общественные отношения. Интернет уже изменяет психологию людей, их представления об окружаю-щем мире. Меняется и само понятие личности. Идет возникновение и разви-тие новой искусственной (интеллектуальной) внешней среды и реальности, которая ранее была слабо выражена и которая будет оказывать все большее влияние на эволюционный процесс цивилизации в будущем. Перестройка психики под влиянием психологического воздействия Интернета и электрон-ных телекоммуникаций может быть различной как по широте, так и по вре-менной устойчивости. По первому критерию различают парциальные изме-нения, то есть изменения какого-нибудь одного психологического качества (например, мнения человека о конкретном явлении), и более общие измене-ния психики, то есть изменения ряда психологических качеств индивида (или группы). По второму критерию изменения могут быть кратковременными и длительными. Психологическое воздействие - это влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформация эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения. Итак, виртуальные элементы Интернет пытаются влиять на реальную жизнь. Уже сложился стереотип будущего: дома станут средоточением технических устройств, которые будут выполнять такие задания, как управление бытовой техникой; в офисах XXI века большинство сотрудников будут подключены к Интернету и смогут работать дома: писать статьи, вести виртуальные ред-коллегии, создавать дизайн, реализовывать маркетинговые программы. Сеть сможет оказывать свое влияние и на покупку товаров в обычных магазинах на общую сумму в 500 миллиардов долларов. Но у виртуального мира есть много побочных эффектов. Например, британские ученые в результате проведенных исследований пришли к выво-ду, что у детей до 10 лет, проводящих много времени за компьютером, осла-бевает интерес к обычным играм, и они теряют контакты со своими сверст-никами. Более того, ученые уже вывели новую болезнь - Интернет-зависимость. Это когда все мысли только о сети. Человек живет в другой психологической реальности, в виртуальном мире. Психическое - извечная тайна. Но попытки односложно определить сущность человека не прекращаются. Наряду с глобальными проблемами объяснения взаимосвязей психики с физическим миром и с организмом су-ществует и стремление ученых (направлений, теорий и научных школ) к уни-тарности, к поиску единого принципа, на основе которого можно было бы объяснить все богатство душевной жизни человека. Но уникальность психо-логической науки как раз в том, что она не унитарна. Как отмечает доктор психологических наук профессор Владимир Петрович Зинченко, «при всей интернациональности психологии как таковой существуют различия между американской, европейской и российской наукой». Любое знание рождается не иначе как в ответ на обращенные к этой реальности вопросы. В телевизионном интервью глава компании «Майкро-софт» Билл Гейтс заявил: «Мир стоит на пороге новой технологической ре-волюции, когда сегодняшняя компьютерная, телевизионная и телефонная техника объединяются в единый информационный суперкомплекс, работаю-щий в Интернете». Новое поколение телекомпьютерной техники в ближай-шие годы войдет в «повседневную жизнь постиндустриального общества». В перспективе место различных типов коммуникаций (телевизионной, теле-фонной и т.п.) займет единая Коммуникация с единым полем информации и ее «интерактивного» использования. И здесь возникает возможность психологического насилия над людьми. И такие примеры есть. Психотропным воздействием на психику человека стала массовая «телевизионная эпидемия», вспыхнувшая в Японии 1 декабря 1997 года после демонстрации очередной серии популярного мультфильма «Покетмон» («Карманные чудовища»). Более 700 детей были доставлены в больницу с симптомами эпилепсии. По мнению психиатров, массовый недуг вызвали эпизоды, сопровождавшиеся многочисленными разноцветными вспышками. Медики доказали, что мерцание красного цвета с частотой от 10 до 3030 вспышек в секунду вызвало сначала раздражение глазных нервов и частичный спазм сосудов головного мозга, а затем потерю сознания, судоро-ги и даже прекращение дыхания (удушья). В странах СНГ зафиксированы десятки случаев гибели операторов, работающих в компьютерных сетях. Убийца - вирус «V 666». Этот вирус способен негативно воздействовать на психофизиологическое состояние человека (вплоть до смертельного исхода). Принцип его действия основан на феномене так называемого 25-го кадра, яв-ляющегося весьма мощным средством внушения Ученые связывают это с тем, что примерно 97% психической деятельности «среднего» человека про-текает на уровне подсознания и только 3% - в осознаваемом режиме. Вирус «V 666» выдает на экран монитора в качестве 25-го кадра специально подоб-ранную цветовую комбинацию, погружающую человека, в, своего рода, гип-нотический транс. Через определенные промежутки времени картинка меня-ется. По расчетам создателей вируса, подсознательное восприятие нового изображения должно вызывать изменение сердечной деятельности: ритма и силы сокращений сердца. В результате появляются резкие перепады артери-ального давления в малом круге кровообращения, которые приводят к пере-грузке сосудов головного мозга человека. Или в процессе, например, звуко-вого управления психикой людей и их поведением словесные внушения (ко-манды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой ин-формации. Человек, находясь в глобальной Паутине, не подозревает, что слова-команды, картинки-образы, не воспринимаемые сознанием, заставляют его впоследствии делать то, что предписано. То есть новые технологии несут потенциальную опасность психоаналитического (психокоррекционного) и нейролингвистического воздействия на людей для обеспечения чьего-то гло-бального господства. Конечно же, у новых технологий есть и гуманные цели - «мир и друж-ба», свобода действий и коммуникативная эрудиция личности. Но никто не гарантирует опасность коммуникативного нарушения личности. Деструктив-ные последствия психологических механизмов Паутины могут носить раз-рушительный характер и привести к социально-психологической катастрофе личности. Существует пороговая величина напряжения, превышать которую недопустимо. Последствия многообразны - возникает целая группа социаль-но-психологических явлений, которые относятся к предмету исследования нового направления - патологии социальной психики, обеспечивающей со-цио- и психодинамику общественной жизни. |
Здравствуйте, Николай! Хочу поделиться некоторыми размышлениями по поводу соотношения психосферы и ноосферы (я это не включила в тему по причине некоторой неуверенности) Цитата:
|
Re: Психосфера Земли Цитата:
Попробуем. В представленном материале нашел много интересного. Предлагаю остальным участникам тоже посмотреть его, каждый по реплике - и раздел будет готов! :-) Пока просто поразмышлял и добавил материал, который удалось найти. Предлагаю уточнения по структурным разделам материала. 6. Психосфера Земли 1. Психосфера планеты и её место среди других оболочек планеты. (Изменил название, материал требует осмысления). 2. Ментальность как элемент социо- и экосистемы. (Мне понравилось в основном). 3. Безопасность психосферы. (Требует упрощения, структуризации, смены акцентов). Еще несколько моментов требующих уточнения: "Психосфера шире, чем "второй мир" К.Поппера". А где о нем было сказано ранее, чтобы делать с ним сравнение? Вначале раздела "Психосфера Земли", наверно, уместно раскрыть тему о структуре и назначении всех оболочек (сфер) планеты и место психосферы среди них. Помимо известных в школе: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы, ионосфера, магнитосфера появляются новые более тонкоматериальные сферы - психосфера и ноосфера планеты. А за ними есть еще новые - междупланетные и межзвездные сферы, сферы вакуума. Беспредельность сфер. Между всеми этими сферами существует единство и взаимосвязь. Важно выделить идею и примеры этого единства , взаимовлияния этого единства. Я сам задумался о том, как поверхностно мы понимаем то, что сказано в Учении об оболочках планеты. Вот в кратце современные научные представления об этих оболочках / Современный Энциклопедический словарь. Изд. "Большая Российская Энциклопедия", 1997 г., определение атмосферы взято из электронного энциклопедического словаря . Понятие психосферы, действительно новое понятие и нигде четко не определено/. Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Мы знаем о 7-ричном принципе строения человека, планеты, космоса. Попробуем найти соответствия этим сферам планеты и известным принципам ТД. Цитата:
Напомню: По В.И. Вернадскому, биосфера представляет собой активную оболочку Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в том числе человека) проявляется как фактор планетарного масштаба и значе-ния. Психосфера состоит из подсистем: сообщество (общество) и массы, элементами которых являются "отдельные индивидуумы" (Чижевский, 1995). "Психосфера Земли - это неразрывное единство психики совокупного человечества и окружающей энергоинформационной среды в их постоянном взаимопроникновении, взаимодействии и развитии" Мое понимание. Психосфера - Анима Мунди, энергоинформационная среда - Акаша, или ноосфера. У кого какие есть мысли? |
Re: Психосфера Земли Цитата:
Цитата:
Елена, я бы предложил опробовать текст с тем или иным студентом. И задал бы ему 4 вопроса. 1. Что такое психосфера. 2. Каковы ее функции. 3. Из чего она состоит. 4. Что на нее влияет. Пока что мне кажется, что слабая структурированность статьи повлечет за собой и слабо структурированное понимание. Но Вы же это можете проверить практически. И нужны практические примеры. Ну вот магнитная буря - это как соотносится с психосферой? Это часть психосферы? Или это фактор, влияющий на что-то в психосфере? Какое значение имеет сила магнитной бури? Могут ли быть магнитные бури разного качества? Чтобы вы не думали, будто я только вопросы задавать умею :) замечу следующее. На психосферу оказывают влияние любые процессы, связанные с выделением энергии. Психосфера оказывает влияние на любые материальные (толстые, тонкие, сверхтонкие) объекты, получающие энергию. Энергия - значит психическая энергия. Значит, надо сказать, в каких формах она существует. Иначе что за такая психосфера, останется непонятным. Цитата:
Почему устная речь выделена в единственном экземпляре? Или приводить ряд частностей, или не приводить совсем. Цитата:
Цитата:
Принцип эгоцентризма предполагает равнодушие к судьбе окружающего мира, Космоса. То есть эгоцентрику даже в голову не приходится о последствиях своих поступков, не связанных с извлечением прямой выгоды. Прчина этого - система ценностей эгоцентрика, в которой он сам стоит на высшей ступени. А дальше просто. У ребенка есть конфета. Конфету съел, бумажку бросил. У подростка есть бутылка пива. Пиво выпил, бутылку бросил. Один еще аккуратно оставит "бабушке", а другой смачно шмякнет бутылкой о стену. Не от злобы, а чтобы развлечься. Он и не думает, что это кому-то повредит. Даже директор крупного завода в принципе ничем не отличается от карапуза с конфетой. Просто у директора и "конфеты" масштабнее, и "обертки". Взял что хотел (металл из руды, воду из реки, бензин из нефти, энергию из урана) и бросил что не нужно (отработанную руду, грязную воду, мазут, радиоактивные отходы). Вот вам и загубленная экология. Причина - у людей с большими возможностями мышление и отвестственность на уровне карапуза. Елена, хотя это и учебное пособие, может не стоит пренебрегать конкретными примерами? Хотя бы одна-две иллюстрации на каждый параграф. А то ведь замордуете теорией. Цитата:
С одной стороны, это определенный управляющий импульс, волевой акт, осуществляемый человеком. Такая мысль - это аналогия физической руки, которой можно материю преобразовать к тому или иному виду. "Надземное", 669.: Вещество, созданное мысленной энергией, нельзя уничтожить. Но строитель также не может уничтожить строительный материал. Он может нарушить оболочку. Он может преобразить состояние материала, но уничтожить не может. Именно так! Вещество, созданное мысленное энергией - материя огненного мира. Человек силой мысли придает этой материи особые свойства, "вдыхает" в нее жизнь, "приучает" ее к определенному виду питания, чтобы она могла "самостоятельно" поддерживать себяв этом виде. В этом ключе мысль вообще не отделима от человека (как рука, как нога), и нет смысла говорить о ее вечности, неуничтожимости и т.д. С другой стороны, мыслью вы называете те самые порождения человека. Но и их нельзя назвать неуничтожимыми. Простая логика - что имеет начало, имеет и конец. К тому же из приведенной выше цитаты видно, что неуничтожим лишь "ментальный строительный материал", а всё, что из него получается, без должной подпитки погибнет. Именно так происходит, когда человек отказывается от какой-нибудь вредной привычки. Например, бросает курить. Он уже и не курить, а ему все снится, как он курит. ПРивычка не отпускает, борется за жизнь, пытаясь подпитывать эту жизнь "съедобной" для себя пищей. Но человек не курит, не дает пищи - привычка слабеет, умирает и где-то в дальнем углу заванивается :) Понятно, что такая привычка живет в астральном мире. Но есть ведь и ментальные привычки. "Я привык так думать", "Я привык считать, что эта штука действует таким образом" и т.д. Все религиозные системы именно отучают новичков от привычного мышления, так сказать, выводят за границы очевидности. Это и притчи, и коаны и всякие другие странные, как бы абсурдные задачки и ситуации. Поэтому, если вы говорите о мысли, обладающей энергией и волей, то не забывайте, что она еще и материальна, а значит не вечна. То есть с ней можно бороться или ей можно потакать, можно ее уничтожать, а можно подпитывать. Но в дебри тут рискованно лезть. Что там происходит в ментальной и огненной сферах, мы знаем только из книжек, большей частью умозрительно. Единственный надежный инструмент - метод подобия: "Что наверху, то и внизу, что внизу, то и наверху". Да и то слишком велико место для спекуляций. Если уж говорить об этом со студентами в ключе экологичности и ответственности, то можно такой сказочный пример привести. Я создал робот, который что-то делает и сам знает, как ему находить питание. И еще он умеет самовоспроизводиться, наращивать свою мощность. И вот робот от меня сбегает "на вольные хлеба" - я не могу его удержать. И он бегает, "тырит морковку с чужих грядок", везде "наваливает кучи", да еще плодится и размножается :) Один сосед поймал одного такого и приспособил под свои нужды, даже усовершенствовал. А вот десять других соседей так от него намучились, что натравили на него своих роботов, которые выяснили, кто его изготовил, по "запаху" нашли меня и так покусали, что мало мне не показалось. Чтобы они перестали кусаться, я побежал собирать и демонтировать всех этих пакостных роботов. Так еще и эти давай кусаться, не хотят демонтироваться! И вот сижу я, покусанный, уставший, на груде уродливых бесполезных запчастей и думаю: черт меня дернул сделать этого робота :) Так, закругляюсь. Но еще пара слов об Интернете и компьютерах. Братство, 377. Каждая машина создает особую психологию работника. Ритм машины является крупным признаком в строении мышления. ... Работник машинного дела должен получать особое интеллектуальное воспитание, чтобы не подпасть под влияние ритма машины. Вот и всё. Человек подпадает под власть компьютера, если он слаб, психически не готов управлять столь сложным устройством. Еще бы! В современный комп вложены миллионы человекочасов! Редкая психика устоит перед такой мощью. А вот Интернет - во многом предтеча психического развития. Или технологическая пародия на таковое. Быстро считать, получать мгновенный доступ к информации, общаться на больших расстояниях - это всё сиддхи. А давать сиддхи человеку, не знающему на что их употребить, глупо и преступно - так говорят Агни Йога и все Высокие Учения. А не все ли равно, как человек "обманул" Закон и получил сиддхи: путем черной магии, какого-нибудь цигуна или путем высоких технологий. Вот так я бы смотрел на проблему компьютера и сети. |
Ребята, Роман, Николай! Нас можно поздравить я выиграла грант на создание пособия. Это здорово. А вот что у меня еще есть по психосфере. Ментальность сфер Земли Сфера Земли Ум Сознание Продукция Биосфера Животный (зачаточный) Групповая душа инстинкт Психосфера низший низшее Мысли конкретные (житейские) Ноосфера высший высшее Мысли абстрактные(философские) УРОВНИ МЫСЛИ. «Мысль — творческая энергия разума, разлита везде и во всём на протяжении всего беспредельного Пространства. Она есть причина жизни, и жизнь есть её следствие. Мысль является семенем, из которого произрастает и которым творится материя». Это творение-произрастание имеет много уровней, как и сам проявленный Космос. Можно условно выделить четыре уровня. 1) Мысль, как Божественная Мысль, развёртывающаяся из космической Мыслеосновы, есть творческая энергия Матери Мира, Её Огонь, она есть «сознательная, созидательная сила жизненного импульса, творящая Вселенную». Эта мысль не сотворена, вечна, беспредельна, разлита повсюду в Пространстве. Мысль — это аспект Духа, посредством которого Дух творит полюс Материи; 2) Божественная Пространственная Мысль развёртывается, с некоторым понижением вибрации, в Мысли Космических Строителей («Космического Венца» в Живой Этике), которые создают план для данной проявленной Вселенной, от начала и до конца её проявления. 3) Мысль многих поколений мыслителей, живших на Земле, не теряется, но «накапливается» в пространстве, в «ауре мысли», в Ноосфере Земли, напитывая её огненной праной. Из этой праны каждое новое поколение черпает энергию мысли для нового продвижения вперёд. «Мощью прана насыщена – старайтесь извлечь дары! Культура запечатлена материально в книгах, памятниках искусства и т.д., и через это мы получаем весть от прошлых поколений, но озарение, дающее приобщение к этой культуре, приходит к нам из пространства (можно сказать, «ноосферы»), насыщенного праной. Каждая мысль оставляет свой след в Ноосфере, и если это не просто бесплодное умствование, в будущих поколениях произрастут плоды, даже если материально эта мысль нигде не запечатлена. Не только сами люди насыщают пространство мысли планеты, но также и вышеупомянутые Иерархии Космических Строителей и Мыслителей, но дать Их Мысли воплотиться в слове языка человеческого может только человек, трудящийся и идущий по Земле «руками и ногами человеческими». 4) Каждый человек каждой своей мыслью творит будущее для себя и для других. Жизненные сферы Земли и их место в Космических Мирах (Планах) Сфера Земли Состав сферы Космический мир Биосфера Совокупность абиотического субстрата и живых организмов Плотный (физический) Психосфера Коллективное низшее сознание и эмоции Тонкий (Астральный), нижняя часть Огненного (Ментального) Ноосфера Коллективное высшее сознание Огненный (Ментальный) Сознание. ПОНЯТИЕ "СОЗНАНИЯ" В РАЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ. Сознание определяется уровнем знания и совершенством восприятия внешнего и внутреннего мира. Это восприятие может быть настолько медленным и примитивным, что оценить его человеческими мерками невозможно, и тогда для нас тела (или формы), стоящие на нижних ступенях мироздания, будут восприниматься как неживые, т.е. с отсутствием сознания. На высших ступенях мироздания, наоборот, сущности имеют столь совершенное, разностороннее и разноплановое восприятие реальности, что мы можем оценивать их сознание как абсолютное, вкладывая в него только содержание бесконечности сознания и оценивая его в понятиях апофетического богословия (высшее начало или Бог может быть выражен только через отрицание свойств). К оценке сознания можно подходить с разных позиций. Первая позиция заключается в том, что сознание присуще только духовному началу вещей, т.е. монаде. Духовная сущность или Искра Божья имеется во всех телах и формах. Г. В. Лейбниц в своей монадологии раскрывает сущность понятия "элементарных монад" или, как их часто называют, "атомистических душ", и понятия монадической эволюции. Каждая монада Лейбница является своим особым миром, и каждая есть своеобразное живое зеркало Вселенной в пределах своего мировидения. Ей даже приписывается произвольная самодеятельность, т.е. она создает образы произвольно, как человек сны. Лейбниц пишет: "Монады ограничены не объектом, а модификациями в познании объекта. Все они стремятся (беспорядочно) к беспредельности, к целому, но они ограничены и различаются по степени отчетливости в своих восприятиях". И далее: "Наделенные изначально не только пассивной способностью к восприятию, но и активным самосознанием элементарные монады содержат в свернутом виде все бесконечное свойства вещей" [1]. Все части Вселенной представлены в монадах. Таким образом, монады Лейбница изначально содержат ВСЁ и, постепенно раскручиваясь (эволюционируя), претерпевают изменения, совершенствуясь от атомистической души до Божественной Сущности. С этим согласуются и взгляды Е. Блаватской, которая пишет: "Как гласит Эзотерический Катехизис - каждый атом становится видимой сложной единицей и, будучи привлечен в сферу земной деятельности, Монадическая Сущность, проходя через минеральное, растительное и животное царства, становится человеком" [2]. Самое большое затруднение в этой позиции заключается в том, что у такого сложно организованного существа, как человек, должно быть столько сознаний, сколько в нем атомов (или атомистических душ), и непонятно, что заставляет их слиться в единое человеческое сознание. Поэтому, приняв такую позицию, необходимо признавать сознание каждого органа, отдельных клеток, клеточных органелл и т.д. отдельными сознаниями, самостоятельными по отношению к сознанию человека как целого. Но этот сложный вопрос не относится к предмету наших исследований. Для нас важно то, что Лейбниц за элементарной монадой признает полное сознание, но не проявленное из-за ограниченности возможностей восприятия или ограничений в отчетливости восприятия. Вторая позиция, которая разработана восточной философией в глубокой древности, признает сознание как свойство вещей (не только человека) и считает, что изначально любая вещь как часть Брахмана (Абсолюта) наделена абсолютным сознанием, но раскрыть его, сделать его полностью доступным для своего мышления сможет только человек, достигнув совершенства. Вот как это объясняет с точки зрения ведантизма Свами Вивекананда: "Откуда получается всё знание, какое есть в этом мире? - Оно в нас. Покажите мне хотя бы крупицу знания вне нас. В материи его нет, оно только в человеке. Никто никогда не создавал знания; его только открывали, приносили изнутри. Оно там. Огромный баньян, покрывающий собою мили почвы, был прежде в маленьком семечке, в котором и заключалась вся масса энергии банъяна. Самый гигантский ум, какой только мы знаем, мог лежать свернутым в клетке протоплазмы; почему же там не могла быть и бесконечная энергия? Мы знаем, что это так. Это может казаться парадоксом, но это верно. Все мы произошли от клетки протоплазмы, и все маленькие силы, какие у нас есть, были свернуты там. Вы не можете сказать, что они добыты из пищи, потому что, какую бы высокую гору вы ни нагромоздили из пищи, никакой силы из нее не выйдет. Энергия была в клетке, в потенциальном состоянии, но все же была, так же как и бесконечная Сила в душе человека, хотя бы он и никогда не знал о ней. Вопрос только в том, чтобы сознать ее. Этот бесконечный гигант как бы медленно поднимается, просыпается и начинает сознавать свою силу; и по мере того, как он сознает ее, ее оковы ломаются, цепи с треском распадаются, и наступает день, когда бесконечное сознание возвращается к нему, и он встает во весь свой гигантский рост, полный силы и мудрости." [3] Это было написано на рубеже XIX и XX веков, поэтому и звучит для нас несколько наивно и в ряде положений неверно. Такие взгляды корректируются с учетом новых естественнонаучных открытий, но в принципе не меняются. Не только сознание, как общее понятие, но и конкретные знания, согласно восточным учениям, находятся изначально в духовной субстанции каждой вещи, и каждая форма имеет способность раскрыть для себя определенную часть этих знании, т.е. достичь определенного уровня сознания. Эти же мотивы звучат в современных метафизических учениях. Как пишет С. Цвелев, "Еще один вывод, вытекающий из голографического строения Вселенной (в том числе и нас с вами): информационное поле Вселенной находится в каждом из нас, а это значит, что в каждом из нас в любой момент Времени всегда содержится информация абсолютно обо всем, что происходит или когда-либо происходило во Вселенной" [4]. Первая и вторая позиции очень близки друг другу. Но, согласно восточной традиции, не сама вещь имеет сознание, а она, как часть целого Абсолюта, может черпать бесконечное знание, которым владеет Абсолют. Обе позиции различаются и понятием ЗНАНИЕ, которым оперирует восточная философия и которого нет у Лейбница. Для европейца знание - это, прежде всего, весь жизненный опыт человека, а в восточной философии - это исключительно понимание высших категорий. Третья позиция заключается в том, что изначально нет никакого сознания. Оно приобретается в процессе жизненного опыта. Причем оно присуще только высшим существам, и уровень сознания, которого может достигнуть данное существо, определяется его эволюционным совершенством, т.е. той ступенькой, на которую он забрался на лестнице эволюции. В крайнем варианте, с этой позиции, наличие сознания признается только у человека. Советская психология определяла сознание как "...высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его "внутреннем опыте" и предвосхищающих его практическую деятельность". Такое понимание сознания очень близко к определению процесса мышления. Последнее характеризуется как "...процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отображением действительности"[5]. Таким образом, сознание, по мнению авторов психологического словаря, отличается от мышления тем, что в первом случае это процесс пассивный, во втором - активный; в первом - он не зависит от воли индивида, во втором - он волевой. Как сознание, так и мышление не связаны с информацией и ее переработкой. В подобных определениях делается попытка поставить непреодолимую стену между человеком как объектом естествознания и человеком как продуктом социально-исторического развития. Подобное разграничение характерно для советской науки, хотя оно и противоречит господствовавшему в то время вульгарному материализму. ОБ УРОВНЯХ СОЗНАНИЯ. Мы живем в информационном пространстве, и сознание можно определить как способность воспринять ту или иную информацию или способность освоить тот или иной уровень этого информационного пространства. Каждый уровень можно определить как программу или скорее информационную оболочку, которая обеспечивает работу ряда программ. Живые существа способны формировать тела: эфирное, астральное и на вершине эволюции животного царства - ментальное [10]. Каждое тело обеспечивает работу организма на соответствующем информационном уровне. По-видимому, на каждом нижестоящем уровне имеется способность смутно воспринимать информацию более высокого уровня. Так, высшие животные могут "понимать" человека, чувствуют его эмоции и настроение. Информационное пространство, в котором находится человек, многоуровневое. Нижние уровни этого информационного пространства были названы биосферой, ноосферой и психосферой. С биосферой все понятно. Ее составляют биомасса всего живого и энергия жизнеобеспечения. С другими понятиями дело обстоит сложнее. Если встать на точку зрения Л. Гумилева [11] и говорить о ноосфере древнего человека, ноосфере средневековья и т.д., то ноосферу следует определить как сферу социума, как единый архетип человечества, в сфере которого формируются архетипы, объединяющие группы людей в семьи и роды, в национальности и нации, по религиозному, социальному и профессиональному признакам. Проблема архетипов достаточно полно освещена в многочисленных работах К. Г. Юнга и нет смысла их комментировать. Безусловно, необходимо отбросить определение ноосферы как сферы физического освоения человечеством. Согласно этой точке зрения, сто лет назад наша ноосфера простиралась от глубины примитивных шахт до высоты, на которую поднимался воздушный змей. Может быть, это несколько утрировано, но верно отражает вульгарно-материалистическое понимание ноосферы. Вне всяких сомнений, понятие ноосферы основывается на принципах психологии и биоэнергетики и включает в себя ту часть планеты, которая находится под воздействием биоэнергии всех живых существ и, прежде всего, человека, сложных взаимоотношений между людьми и всего человечества с природой. При том, что биомасса всех людей составляет лишь доли процента всей биомассы земли, вклад человечества в суммарную биоэнергию земли очень велик и с каждым годом увеличивается. С понятием психосферы дело обстоит еще сложнее. В переводе с греческого Психея - это Душа. Тогда психосфера - это душевная сфера. Она относится только к человеку, так как только человек имеет душу. Душа человека в первую очередь относится к ментальному миру. Мы сейчас можем говорить о психосфере отдельного индивидуума, но не можем говорить о психосфере Земли. И тем не менее такая психосфера должна существовать. Не зря многие теософы и теологи полагают, что психосфера человечества (или Земли) вливается в гармонию Вселенского Сознания и играет в ней определенную роль. И чем больше развивается духовность человечества, тем большее влияние психосфера Земли оказывает на Вселенское Сознание. Информационные уровни связаны с так называемыми телами человека. Человек потенциально способен развить семь тел, соответствующих семи информационным уровням, и связь с этими уровнями, по нашему современному представлению, осуществляется с помощью энергетических центров - чакр. На физическом уровне люди способны воспринимать тот физический мир, в котором мы живем, но уже утратили то физическое восприятие, которое свойственно неорганической (минеральной) природе. Эфирный или энергетический уровень - это уровень наших органов чувств и именно он связывает человека с внешним физическим миром. Здесь, по-видимому, не нужны особые доказательства, и каждый человек, знакомый с физическими законами, понимает, что любое восприятие происходит на энергетическом уровне, а не с помощью непосредственного контакта материи (хотя различия между материей и энергией весьма условны). Оба эти уровня, как говорилось выше, обеспечивают жизнь человека в природе (можно сказать в биосфере). Астральный мир воспринимается человеком постоянно, но в более четкой форме во сне. Днем восприятие на физическом уровне заглушает наше астральное восприятии, и требуются особые условия для переключения сознания в астральную сферу. Во сне мы часто выходим в астральную сферу, особенно в детстве. С годами эта способность тоже притупляется, но не исчезает совсем. После "физической смерти" человек находится в астральном мире, который он воспринимает как эмоциональную сферу, и его полностью осваивает. Сознание человека в полной мере воспринимает сложную гамму чувств и эмоций. Реализация астральных программ не только основана на полном развитии физического и энергетического тела, но и обогащается нашим мышлением, нашим рассудком, связанным с ментальными образами. На наш взгляд, именно астральный мир определяет ноосферу Земли, но отождествлять эти два понятия нельзя. Астральный мир определяется как тонкоматериальное жизненное пространство человека в определенный период его жизни (включая и жизнь физического тела). Программы, которые обеспечивают наше подключение к астральному миру и развитие астрального тела, позволяют проявить всю гамму эмоций как отрицательных, так и положительных. А эмоции уже определяют взаимоотношение людей (а также высших животных) друг с другом, т.е. начинают формировать сознание индивидуума в обществе и общественное сознание, формировать все то, что разовьется и получит свое завершение у человека в ментальном мире. Ментальный мир, или мир рассудка, является тем миром, который человек должен полностью освоить в этом Зоне. У высших животных есть только зачатки ментального тела. У человека постепенно развиваются ментальное тело и ментальное сознание. Характерной особенностью ментального сознания является социум, т.е. осознание себя частью человеческого сообщества, принадлежностью к целому ряду социальных объединений, имеющих много общего на соответствующем уровне сознания. Для развития ментального сознания было необходимо пройти этап материалистического мировосприятия, когда человеческое сознание предоставлено самому себе, когда оно не ждет помощи из духовного мира, а вынуждено создать условия жизнеобеспечения с помощью материальных средств, для получения которых необходимо знание материального мира, т.е. развитие материалистической науки. Пятый послеатлантический период будет завершен развитием ментального сознания. По-видимому, в этом Зоне, на этом Глобусе, в человеческом сознании произойдет интеграция всех уровней до буддхиального, т.е. должно завершиться развитие Души и Душевного Сознания. В следующем Зоне будет развиваться Дух, т.е. человек пойдет по пути развития Божественного Сознания [12]. Ментальное сознание позволит человечеству не только создать свою психосферу, но и интегрироваться в психосферу нашей Галактики, т.е. включиться в общегалактическое сознание, получив соответствующие программы и возможности. Сейчас, на нашем уровне ментального сознания, мы проникаем в галактическую психосферу в отдельные моменты своей жизни, при каких-то особых условиях восприятия. И тогда мы видим "чудеса", НЛО, призрачные существа и т.д. Мы еще не можем понять эти явления, но, судя по всему, программы восприятия и осознания этих явлений мы уже получили. Однако для того чтобы ими воспользоваться, необходимо созреть, завершить развитие предшествующих способностей и возможностей, причем не столько в человечестве, как в единой общности, сколько в каждом индивидууме. Наши представления во многом согласуются с тем, что пишет С. Цвелев, который называет тринадцать тел человека: "Каждое из этих тринадцати тел принадлежит к одному из тринадцати, соответствующих по диапазонам своих энергетических вибраций, Мирам: физическое тело принадлежит только физическому Миру и иного Мира знать просто не может; астральное тело существует в Астральном мире, который проникает собой еще и Физический Мир; ментальное тело функционирует в вибрациях Ментального Мира, но соприкасается также с двумя более грубыми названными Мирами, и т.д. То есть, развивая в себе какое-то из тел, или уже имея развитое за счет своих предыдущих Карм в достаточной степени тело, вы начинаете в большей или меньшей степени и функционировать своим Сознанием в соответствующем из этих Миров. Каждый из "нижележащих" Миров имеет более ограниченный и контролируемый круг Сознания, чем все те, что расположены выше него. Поэтому элементы низших Миров не в состоянии воспринимать Высшие Миры и не знают о их существовании, хотя те их пронизывают, проникают собой. Чем более ограничено Сознание, тем в меньшей степени оно способно улавливать сигналы, поступающие из тех или иных вибрационных уровней Тонких Миров. ... То, насколько эти сигналы в виде находящихся вокруг нас Мыслеобразов или Идей будут четкими и понятными для нас, полностью зависит от степени развития в нас соответствующих тел." [4] КОЛЛЕКТИВНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ. Рудольф Штейнер пишет: "В начале земного развития мы видим человека принадлежащим больше, так сказать, групповой душе - расе, семье, роду и т.д., но в ходе развития он становится все более индивидуальным; он все более и более вырабатывается в индивидуальность. Мы видим, что для индивидуальности необходимо, чтобы определенные вещи были тесно соединены с человеческой природой в ходе земного развития. Тесно соединено с человеческой природой сознание, связанное с физическим телом; тесно связано с человеческой природой всё из области памяти и воспоминаний, связанное с человеческим эфирным телом; и далее тесно связана с человеческой природой карма, благодаря которой человек может делать действительный шаг вперед, поскольку его несовершенства и ошибки не пребывают, но могут быть преодолены им при продвижении от инкарнации к инкарнации. Тесно связано с человеком также и то, что хотя и обособилось от него и ведет самостоятельную жизнь, но будучи обособлено оставляет ему в виде остатка то, что исходит от его Я как силы или формы мысли и чувства и само способствует его формированию в ходе времени, благодаря чему человек становится именно индивидуальностью, преодолевая групповую душевность. Не вхождение в новую групповую душу, а вырождение из групповой душевности есть то, что все более будет распространяться по всему земному шару и что будет составлять как раз характеристику шестой культурной эпохи. В тесной связи с этим находится то, что человек будет становиться все индивидуалънее и индивидуалънее, можно сказать все свободнее и свободнее в отношении своего духовного водительства." [13] Но для того чтобы прийти к правильному заключению необходимо вспомнить и мнение Л. Толстого [14]. "Вся жизнь историческая человечества есть не что иное, как постоянный переход от жизнепонимания личного, животного к жизнепониманию общественному и от жизнепонимания общественного к жизнепониманию божескому. Вся история древних народов, продолжавшаяся тысячелетия и заканчивающаяся историей Рима, есть история замены животного, личного жизнепонимания общественным и государственным. Вся история со времен императорского Рима и появления христианства есть переживаемая нами и теперь история замены государственного жизнепонимания божеским. Под божеским миропониманием автор подразумевает всечеловеческое восприятие мира, когда каждый индивидуум будет сопереживать со всем человечеством и боль каждого будет болью всех людей земли. Несмотря на кажущееся противоречие во мнениях двух великих провидцев, их точки зрения не расходятся. Л. Толстой говорит о человеческой морали, Р. Штейнер - об индивидуальном сознании человека. О принятии высокой всечеловеческой морали каждым человеком пишет и Штейнер, характеризуя будущее человечество [15]. Приобретая свободное индивидуальное сознание, человек должен воспринять и высочайшую божественную мораль. Свобода индивидуального сознания также весьма относительна. Это свобода понимания материальной и духовной реальности в рамках программ, воспринимаемых человеком при завершении ментального сознания. В заключение необходимо сказать, что сознание, как одна из важнейших философских категорий, как важнейшее свойство человека и всего живого, то, что и является основным предметом эволюции, вызывает постоянный интерес науки во всех ее сферах и формах, и наше представление о сознании постоянно обогащается, меняется и углубляется. Поэтому никто не может дать исчерпывающее определение этому понятию, но изучать его необходимо всесторонне и постоянно. |
Re: Психосфера Земли Цитата:
1-й мир - физический; 2-й мир - мир субъективного опыта людей; 3-й мир - мир объективного опыта и знаний, осознанно и неосознанно сотворенный людьми, который - в свою очередь - после своего сотворения формирует людское сознание. Поппер решил науку поместить в 3-й мир, что у меня вызывает определенную долю скепсиса, хотя, как идеалистическое представление о сем предмете, весьма даже акцептабельно :-). |
Цитата:
Одновременно пришла и радость и забота - еще столько нужно сделать… Попробовал немножко осмыслить представленный Еленой материал, прилагаю размышления. Материала у нас много, нужно безжалостно оставлять только самый необходимый. Что-то может пригодиться в других разделах. Пока же много воды и он еще не связан по смыслу. Внимание тонет, и как до учебного материла все еше далеко.:-) Цитата:
Ментальность - это степень разумности оболочек Земли. В прошлый раз перечислял некоторые из них. Можно перечислить, в каких живет инстинкт, а где начинается разум. Важный фактор каждой сферы Земли есть мысль. Свойства мысли, наполняющие эту сферу определяют свойства сферы. Учение говорит о том, что и камни минералов мыслят. В чем же главное отличие мысли мира минералов и мира человека, или животного и человека? Наверно все можно будет свести к вибрациям, их качеству. Цитата:
Цитата:
Предлагаю следующий вариант (на базе Вашего). Человек и человечество есть проводники самого мощного вида энергии - энергии мысли. Ведь энергии этой мысли хватает (с момента её зарождения) на её воплощение и осуществление в самых разнообразных формах (от атомной станции до картины художника). Мысли более высокого разума воспринимаются лучшими приемниками человечества и претворяются в открытия нуки или достижения искусства. Это явление называют вдохновение. Для воплощения некоторых мыслей требуется объединения силы мысли нескольких людей. В глубине всякой вещи или явления остается сущность все той же мыслительной энергии творца. Весь процесс от зарождения мысли до преображения её в материальную форму, а затем разрушение - отражает движение мысли духа творца. Созидание и разрушение - есть две стороны эволюционного процесса. Движение мысли устремляется по эволюционной спирали. Каждый виток этой спирали есть условный уровень мысли между духом и материей. Говоря о разных уровнях мысли, не следует забывать, что в принципе существует движение одной и той же мысли, одной и той же духовной сущности. Будем вести разговор о трех уровнях мысли, соответсвующим трем Мирам Беспредельности Космоса. Мысль земная, мысль тонкоматериального мира, мысль мира сверхтончайшей материальности или огненная. Это сферы действия или творчества мысли. Но можно рассматривать уровни мысли и с другой точки зрения - уровня творца 1) Божественная Мысль, как мысль, включающая Божественный План Эволюции всей создаваемой Вселенной. Как мысль неведомого Создателя нашего Мироздания. Эта мысль содержит все энергии и идеи, которые когда либо воплолятся в ходе её эволюционного развития. Подобно этому, зерно содержит прообраз будущего растения, и энергию, чтобы оно выросло. 2) Мысли Космических Строителей. Божественная Пространственная Мысль эволюционно развёртывается, с некоторым понижением вибрации, в Мысли Космических Строителей, которые создают план для данной проявленной Вселенной, от начала и до конца её проявления. Можно сказать, что эти космические строители носят название, соответсвующее современному понятию "человечество". Цитата:
Те, кто жил до нашего человечества, сотворил все, что нас окружает. Как целые поколения маленьких организмов строят коралловые рифы, так и человечество преображает первичный хаос материи в более совершенное творение космоса. Уходят в беспредельность веков и космоса движение разумных форм жизни, постепенно завоевывается все новые и новые рубежи неведомого. Мысль многих поколений мыслителей, живших на Земле, не теряется, воплощаясь в творения искусства и архитектуры. Следы этих мыслей также "накапливается" в более тонком пространстве, в "мысленной ауре" планеты, в Ноосфере Земли, напитывая её огненной энергией. Из этой энергии, каждое новое поколение черпает энергию мысли для нового продвижения вперёд. Каждая мысль оставляет свой след в Ноосфере, и если это не просто бесплодное умствование, в будущих поколениях произрастут плоды, даже если материально эта мысль нигде не запечатлена. Материально человеческая культура запечатлена в книгах, памятниках искусства и т.д., и через это мы получаем весть от прошлых поколений, но озарение, дающее приобщение к этой культуре, приходит к нам из пространства (можно сказать, "ноосферы"), насыщенного непроявленными идеями. Не только сами люди насыщают пространство мысли планеты, но также и вышеупомянутые Иерархии Космических Строителей и Мыслителей. Дать таким Мыслям воплотиться может только человек, трудящийся и идущий по Земле "руками и ногами человеческими". …. Цитата:
Цитата:
Надо определиться с их содержанием по сути. Все эти соответствия (современные и эзотерические представления) определяют возможность и правильность использования известной терминалогии Учителей. Психосфера не может относиться к Огненному Миру, наверно можно просто написать - астральный (тонкий) мир. Ноосфера - ментальный мир, мир мысленный. Огненный Мир выше. Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Не следует забывать, что человечество и планета Земля составляют единое целое. И общечеловеческое сознание является 6-м теософиеским принципом у нашей планеты, её духовным сознанием, Буддхи, духовной душой. Другими словами, человечество есть проводник между нижестоящими царствами планеты и мирами космоса. От качества этого проводника зависит состояние воплощения Божественной Мысли общего Плана Эволюции Планеты (и человечества). Цитата:
Цитата:
Не забудем их 7-миричность. Где же разместить психосферу и ноосферу среди них? Уже обо всем этом говорили, но остается чувство неудовлетворенности, а значит …. до истины еще не добрались. Цитата:
У кого есть желание еще высказаться? Успехов! |
Часовой пояс GMT +3, время: 13:27. |