![]() |
Презентации книги «Иван Ефремов» из серии ЖЗЛ Презентации книги «Иван Ефремов» из серии ЖЗЛ ![]() 12 марта 2014 г. в Минералогическом Музее им. А.Е. Ферсмана РАН (г. Москва) состоялась презентация книги О.А. Ерёминой и Н.Н. Смирнова «Иван Ефремов», вышедшей в декабре прошлого года в биографической серии «Жизнь замечательных людей». ![]() Презентацию провела один из авторов книги – Ольга Александровна Ерёмина. Вниманию слушателей было представлено первое полномасштабное жизнеописание, кропотливо созданное авторами на основе документов, свидетельств родных и близких, а также самих произведений писателя, в которых ярко отразился его богатейший жизненный опыт и, что самое главное, его удивительное мировоззрение. Особую ценность представляет то, что книга, вместившая огромный фактологический материал, написана в художественном ключе, очень живо, необыкновенно интересно и увлекательно. В мероприятии приняли участие и представители Международного Центра Рерихов: старший научный сотрудник Объединенного Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) В.Г. Соколов и научный сотрудник ОНЦ КМ Б.Ю. Соколова. ![]() Жизненный путь выдающегося ученого-палеонтолога, геолога и философа-космиста, крупнейшего мастера отечественной фантастики и интереснейшего, незаурядного человека Ивана Антоновича Ефремова (1908–1972) продолжает поражать необыкновенным богатством своих духовных и научных достижений, которые по своему масштабу могут вместить не одну человеческую жизнь, глубоким пониманием человека и верой в его прекрасное будущее, столь ярко отраженное мыслителем в своих произведениях. Красота самой реальности этого будущего увлекает уже не одно поколение читателей и может служить значительной вехой на духовном пути человека. Здесь особую ценность представляет способность Ивана Антоновича к интуитивному предвидению тех или иных явлений и достижений человечества, которые спустя годы действительно вошли в нашу жизнь и о которых в представленной книге идет речь в специальной главе. Важно отметить, что И.А. Ефремов изучал книги философской системы Живой Этики, принесенной человечеству в первой половине XX века выдающимся русским философом и ученым Еленой Ивановной Рерих. Иван Антонович отразил в своих литературных трудах идеи Живой Этики, которую он называл основой жизни общества будущего. Уникальность книги «Иван Ефремов» еще и в том, что в ней вниманию читателя представлены текстологические параллели между Живой Этикой и произведениями И.А. Ефремова. В своей книге О.А. Ерёмина и Н.Н. Смирнов отмечают, что сохранившаяся переписка «может поведать о том, как три выдающихся человека работали над распространением учения Агни-Йоги. [П.Ф.] Беликов пересылал Ефремову книги, имеющиеся часто в одном экземпляре, Ефремов переснимал их на фотоплёнку – и отправлял плёнку или готовые снимки [Г.К.] Портнягину, который перепечатывал их в нескольких экземплярах. Так через руки Ефремова прошли почти все книги Агни-Йоги, более других ему оказались близки томик “Братство” и “Беспредельность”. Особенно радовался Иван Антонович, когда находил соответствия между цитатами Агни-Йоги и своими мыслями, высказанными в уже написанных книгах». Например, в одном из своих писем ученый отмечал такие совпадения с рядом параграфов из книги «Беспредельность»: «Здесь четко изложена позиция к науке, данная в “Часе Быка”. Такие совпадения меня всегда очень радуют – путь верен!». ![]() Презентация не случайно проходила в день рождения В.И. Вернадского: учитель Ивана Антоновича профессор П.П. Сушкин, работавший в Зоологическом и Геологическом музеях Ленинграда, был другом Владимира Ивановича. Само же здание Минералогического Музея, в котором проходило представление книги, самым непосредственным образом связано с И.А. Ефремовым. Во-первых, Иван Антонович был лично знаком с учеником В.И. Вернадского академиком Александром Евгеньевичем Ферсманом, крупнейшим геохимиком и минералогом, именем которого назван Минералогический Музей. Во-вторых, именно Ефремов в 1936 г. обратился с просьбой к Сталину о содействии в передаче переехавшему из Ленинграда в Москву Палеонтологическому музею здания конюшен графа Орлова-Чесменского, расположенного в Нескучном саду в Москве (ныне этот сад – пейзажная часть Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького). Просьба была удовлетворена; в последующем И.А. Ефремов работал в этом здании, которое стало зданием Палеонтологического музея АН СССР, а в наши дни – Минералогическим Музеем им. А.Е. Ферсмана РАН. ![]() Программа мероприятия была очень насыщенной, но даже несмотря на это двухчасовая презентация в основном вместила лишь часть многогранного жизненного пути И.А. Ефремова, которая малоизвестна и которая связана с его многочисленными научными экспедициями, проходившими по территории Советского Союза и Монголии. Рассказ об этих экспедициях сопровождался показом хроникальных и современных фотографий, а также подробных карт исследованных Иваном Антоновичем мест. Вот перечень кратко освещенных на презентации экспедиций И.А. Ефремова: – 1925 г.: Орнитологическая экспедиция в Азербайджан: Ленкоранский и Кызыл-Агачский районы (Каспийское море); – 1926 г.: Тургайская палеонтологическая экспедиция (Казахстан, Тургайская впадина, относительно недалеко от того места, где в последующем будет сооружен космодром «Байконур»); палеонтологическая экспедиция на гору Большое Богдо; ![]() – 1927 г.: Палеонтологическая экспедиция на реки Ветлуга и Шарженьга; – 1928 г.: вторая экспедиция на реки Ветлуга и Шарженьга и вторая экспедиция на гору Большое Богдо; – 1929 г.: экспедиция в Среднюю Азию; экспедиция в местность Каргалинских медных рудников (Оренбургская область); – 1930 г.: Урало-Двинская геологическая экспедиция; – 1931 г.: Нижне-Амурская геологическая экспедиция; – 1932 г.: Олёкмо-Тындинская геологическая экспедиция (Забайкалье); – 1934 г.: Волжско-Камская палеонтологическая экспедиция; Верхне-Чарская геологическая экспедиция (совершено географическое открытие верховья реки Токко); ![]() 1935–36, 1938-39 гг.: Палеонтологические раскопки у села Ишеево (Татария), где была обнаружена новая палеонтологическая фауна; 1946, 1948, 1949 гг.: Монгольские палеонтологические экспедиции. Кроме того, был показан уникальный хроникальный фильм о Монгольской палеонтологической экспедиции АН СССР 1949 года, отснятый киноператором Н.Л. Прозоровским – единственный фильм за весь период экспедиций в Монголию. Также на презентации был освещен период жизненного пути И.А. Ефремова во время Великой Отечественной войны – героические усилия ученого по сохранению коллекций Палеонтологического музея в Нескучном саду в Москве в сложнейшее время угрозы оккупации города. В завершении встречи Ольга Александровна Ерёмина ответила на вопросы слушателей. С благодарственной речью выступил директор Минералогического Музея им. А.Е. Ферсмана, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН Виктор Константинович Гаранин. Связанные события: Обсуждения: |
Ответ: Москва:Лекция «Восток в жизни и творчестве писателя Ивана Ефремова» Работа научного семинара ОНЦ КМ 8 апреля 2014 года. Научный семинар ОНЦ КМ. Доклад: «Русский космизм Ивана Ефремова и Живая Этика». Докладчик – Смирнов Николай Николаевич, историк, соавтор с Ольгой Александровной Ерёминой книги «Иван Ефремов» (М., 2013, серия ЖЗЛ) – первой полной биографии этого великого мыслителя, ученого и писателя. ![]() Иван Антонович Ефремов – фигура знаменитая, но, как это часто бывает с великими, малоизвестная. Многие факты биографии долгое время были скрыты, в результате чего потребовалось целое «палеонтологическое» расследование его жизни и творчества. В 13 лет – уже контуженный, демобилизованный красноармеец с фронтов Гражданской войны, сын полка, вынужден зарабатывать себе на жизнь. Участие в многочисленных экспедициях на грани, а часто и за гранью сил – Дальний Восток, Забайкалье, Средняя Азия, Предуралье, Русский Север, Прикаспий, Поволжье, Монголия… Сверхнапряжённая учёба, поразительное жизнелюбие и неукротимая энергия, вектор которой с юности указывал, словно стрелка компаса, на главное – общее благо. Научные открытия: уже в 19 лет – Линнеевская премия; присвоение звания кандидата наук за два года до получения диплома о высшем образовании; тафономия (за нее – Сталинская премия) – революционный синтез геологии и палеонтологии, до сих пор не осмысленный в должной мере. Первые литературные успехи утверждены и завизированы Л.А. Кассилем, П.П. Бажовым и А.Н. Толстым. У Ивана Антоновича было множество научно-фантастических предвидений: рельефный характер морского дна, голография, алтайская ртуть, якутские алмазы… ![]() Крупные формы: «Великая Дуга», «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час Быка», «Таис Афинская». И одновременно – расширение сознания, глубочайший интерес к творчеству М.А. Волошина, Н.С. Гумилёва, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, Л.С. Берга, к индийской и эллинской философии, культам матрицентризма. Знакомство с Живой Этикой – и размышления над судьбами СССР в этом контексте. Утверждение материализма одухотворенного и устремление в космос как единственный способ плодотворной эволюции человечества после построения ноосферного коммунизма на нашей планете. ![]() Основной корпус идей насыщает человеческой конкретикой фундаментальные положения русского космизма – рефлексия высшей цели, осознание разума как геологической и шире – космологической силы, переход этой силы в разряд субъектов эволюции. Фактически речь идет об осознании эволюцией самой себя через развитие сознания всего человечества. Более того, у Ефремова с его идеями эволюционной конвергенции речь идет о необходимости диалога между самостоятельно возникшими в разных точках космоса ноосферами, об их взаимоотражении и изначально заложенной в рамках эволюционных законов тяге к единению. Космический, ноосферный коммунизм Ефремова оказался напитан благотворными соками Живой Этики, многолетний интерес писателя к которой был отнюдь не случаен. Его интересовала, прежде всего, мера и точки перехода из одного качества в другое в текучем, диалектически устроенном мире. Человеческие судьбы, жизнь не абстрактного человечества, но противоречивых реальных людей – без внимания к этой стороне вопроса, без умного решения каждой личностью вселенских вопросов в своей собственной судьбе – никакое продвижение невозможно. Поразительная конкретность, многоаспектность и холистичность Живой Этики, обращенность ее к нравственным нюансам давали возможность исследовать самые мелкие детали эволюционных узоров, в ничтожно малом узреть ядерную энергию, необходимую для большого пути. ![]() Одно из фундаментальных положений, роднящих Живую Этику и ефремовское понимание, – это отношение к женщине и его роль в происходящих процессах. Понимание сложнейшей гендерной проблематики, изучение аспектов мудрости, страсти, любви и воли при понимании того, что они неизбежно будут окрашены гендерно – уникальное явление в мировой литературе, учитывая связь вопросов пола с вселенскими константами. Достаточно сказать, что космос Ефремова имеет ярко выраженное женственное начало, и недаром именно женщине – Фай Родис – выпадает честь стать вестницей беспредельности мироздания на планете мучений Тормансе. Красота как наивысшая целесообразность, мудрость как сочетание знания и чувств, понимание порогов познания, идея диалектического синтеза – ими насыщены все произведения Ефремова. Взаимодействие с Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем Рерихами, П.Ф. Беликовым, К.Г. Портнягиным, Г.Ф. Лукиным немало дало пытливому духу исследователя. В наше время наиболее плодотворный путь становления человека пролегает через практику Живой Этики – так полагал Иван Ефремов. Важно при этом понимать, что он оставался творческой индивидуальностью, активно осмысляя приходящие к нему источники в поисках своих решений, его творческая самостоятельность и многоукладность несомненна и придает особую ценность этому симфоническому созвучию идей – идей русского космизма, которые становятся все актуальнее за прошедшие десятилетия… ![]() ![]() ![]() ![]() В другом разделе семинара – «мнения слушателей» – в числе выступлений присутствовавших состоялась небольшая презентация уникальных изданий из мемориальной библиотеки Рерихов, явившаяся для всех неожиданным и весьма приятным сюрпризом. Заведующая научной библиотекой, ответственный хранитель мемориальной библиотеки Рерихов Международного Центра Рерихов Наталья Карловна Воробьева представила книги И.А. Ефремова – первые, прижизненные издания, которые сам Иван Антонович подарил Юрию Николаевичу и Святославу Николаевичу Рерихам. Каждая из книг, а это – «Великая Дуга» (повести и рассказы, М., 1956 г.), «Туманность Андромеды» (М., 1958 г.), «Дорога ветров» (М., 1958 г.), «Юрта Ворона» (М., сборник, 1960 г.), «Лезвие бритвы» (М., 1964 г.) – содержит соответствующую дарственную подпись автора, которые ныне представляют особую ценность. По окончании семинара, который продлился два с половиной часа, все желающие имели возможность познакомиться поближе с этими уникальными изданиями. ![]() |
Ответ: Москва:Презентации книги «Иван Ефремов» из серии ЖЗЛ 6 мая, в 18.30 в музее Востока состоится одна из последних презентаций. Интересное общение, интерактивная карта ефремовских экспедиций и возможность приобрести книгу по издательской цене! |
Ответ: Москва:Презентации книги «Иван Ефремов» из серии ЖЗЛ Цитата:
|
Часовой пояс GMT +3, время: 20:06. |