![]() |
Музей Востока. Выставка «Б.А.Смирнов-Русецкий. Путями Рериха» Выставка «Б.А. Смирнов-Русецкий. Путями Рериха» Министерство Культуры Российской Федерации Государственный музей Востока с 25 сентября по 13 октября 2013 года Творчество Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого продолжает традиции русской пейзажной школы, заложенной Левитаном, Куинджи, Рерихом, Рыловым, Богаевским. Картины художника складываются в циклы, которые создают гармоническую картину окружающей природы. Б.А.Смирнов-Русецкий родился в Петербурге в 1905 году. Начало художественного образования было положено в студии академика Ф.И.Рерберга в 1921-1924 гг. В 1926 году окончил Московский инженерно-экономический институт. Осенью 1923 года в музее изящных искусств имени А.С.Пушкина участвует в «выставке пяти» - это было началом группы «Амаравелла», которая окончательно была сформирована к концу 1924 года как художественное объединение первых в России художников-космистов. Б.А. Смирнов-Русецкий. Солнце над морем. 1983. Цикл Крымская сюита. Бумага, пастель. 27,6х39,5. ГМВ Б.А. Смирнов-Русецкий. Деревня на озере (Онежское озеро). 1939. Цикл Север. Бумага, пастель. 23х34,6. ГМВ. В 1926 году произошла знаменательная встреча с семьей Рерихов, приехавших в Москву и имевшая столь важные последствия для мировоззрения Б.А.Смирнова-Русецкого. По совету Н.К.Рериха поступает во Вхутеин на графический факультет и учится у выдающихся графиков – В.Фаворского, И.Нивинского, Н.Куприянова; оканчивает его в 1930 году. После окончания Вхутеина молодой художник снова обратился к инженерно-технической специальности. Началась его научная и педагогическая деятельность в области металловедения (аспирантура Института металлов, МВТУ имени Баумана). В 1941 году Смирнов-Русецкий был репрессирован и находился в заключении и в ссылке. В 1957 году вернулся в Москву после реабилитации, а в 1962 защитил кандидатскую диссертацию в области кристаллической структуры металлов. Но все годы, даже в лагерях и на ссыльном поселении продолжал рисовать. С 1974 года, оставив научную деятельность, целиком отдался искусству и работал как художник. Персональные выставки Б.А.Смирнова-Русецкого были организованы в Москве, Пскове, Сортавале, Киеве, Новосибирске, Одессе, Барнауле. Б.А. Смирнов-Русецкий. Кижи. 1977. Цикл Север. Бумага, пастель. 39х29. ГМВ. Б.А. Смирнов-Русецкий. Кирьявалахти. 1981. Цикл Сортавала. Картон, пастель. 25х35. ГМВ Б.А. Смирнов-Русецкий. Синева (Озеро Рачье). 1981. Цикл Сортавала. Бумага, пастель. 35х24,8. ГМВ С 1986 года он возглавлял первое в стране Московское Рериховское общество при мемориальном кабинете Н.К.Рериха в Государственном музее Востока и был членом Комиссии по культурно-художественному наследию семьи Рерихов, с 1982 года основанной при музее. Живя в Москве, Смирнов-Русецкий до самых преклонных лет совершал творческие поездки по стране и создал пейзажные циклы, которые хранятся во многих музеях нашей страны. Большим успехом пользовались его персональные выставки за рубежом (в Швеции). Цикл «Север» показывает величественную и суровую красоту Карелии, особенно близкую художнику. Сибирь с ее многообразием бескрайних просторов, девственных лесов, горных хребтов отражена в цикле «Алтай». Среднерусская природа с ее неяркой задушевной красотой показана в циклах «Валдай», «Псковская земля», «Углич». Великое прошлое Руси, гениальные творения безвестных зодчих отражены в архитектурном цикле, посвященном древнему Новгороду, Пскову, Угличу, Ростову Великому. С большой любовью написаны прибалтийские сюжеты. Б.А. Смирнов-Русецкий. Сказочный остров. 1984. Картон, пастель. 54х79. ГМВ Б.А. Смирнов-Русецкий. Лесная корона. 1986. Цикл Космос. Картон, пастель. 54х80. ГМВ. Особое место в творчестве Смирнова-Русецкого занимают лирико-музыкальные циклы «Прозрачность». «Весенние раздумья», навеянные юношескими настроениями, поэзией Блока, музыкой Шопена, Шумана, Листа. В этих циклах природа не связана с приметами определенных мест, она служит лишь «выражением состояния души». В циклах «Космос» и «Острова в пространстве» сделана попытка передать те состояния, которые охватывают человека при созерцании величия Вселенной. Всего художником создано более пятнадцати циклов, отражающих все богатство его духовного мира, умение в малом одуванчике увидеть весь космос. Художественное наследие Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого передано в дар Государственному музею Востока вдовой художника Верой Леонидовной Яснопольской и попечительским советом по наследию художника. Связанные события: |
Ответ: Москва:Музей Востока. Выставка «Б.А.Смирнов-Русецкий. Путями Рериха» Друг Рериха ![]() Б.А.Смирнов-Русецкий «Деревня на озере (Онежское озеро)», 1939 год. Из цикла «Север» 24 сентября в залах московского Государственного музея Востока открывается выставка Бориса Смирнова-Русецкого — продолжателя традиций русской пейзажной школы Смирнов-Русецкий родился в Петербурге в 1905 году. Учился в студии академика Ф.И.Рерберга. Участник группы «Амаравелла» — первого объединения российских художников-космистов. В 1926 году произошла встреча Смирного-Русецкого с семьей Рерихов, имевшая важные последствия для его мировоззрения. По совету Николая Рериха он поступает во Вхутеин на графический факультет и учится у выдающихся графиков — Владимира Фаворского, Игнатия Нивинского, Николая Куприянова; оканчивает его в 1930 году. В 1941 году Смирнов-Русецкий был репрессирован, находился в заключении и в ссылке. В 1957 году вернулся в Москву после реабилитации. Но все годы, даже в лагерях и на ссыльном поселении, продолжал рисовать. С 1974 года, оставив работу по основной инженерной специальности, целиком посвятил себя искусству. Персональные выставки Смирнова-Русецкого были организованы в Москве, Пскове, Сортавале, Киеве, Новосибирске, Одессе, Барнауле. С 1986 года он возглавлял первое в стране Московское Рериховское общество при мемориальном кабинете Н.К.Рериха в Государственном музее Востока и был членом Комиссии по культурно-художественному наследию семьи Рерихов, с 1982 года основанной при музее. Борис Смирнов-Русецкий до самых преклонных лет совершал творческие поездки по стране и создал пейзажные циклы, которые хранятся во многих музеях нашей страны. Большим успехом пользовались его персональные выставки за рубежом. Особое место в творчестве Смирнова-Русецкого занимают лирико-музыкальные циклы «Прозрачность». «Весенние раздумья», навеянные юношескими настроениями, поэзией Блока, музыкой Шопена, Шумана, Листа. Художественное наследие Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого передано в дар Государственному музею Востока вдовой художника Верой Леонидовной Яснопольской и попечительским советом по наследию художника. ![]() |
Часовой пояс GMT +3, время: 10:44. |