Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей

Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей (http://forum.roerich.info/index.php)
-   Свободный разговор (http://forum.roerich.info/forumdisplay.php?f=8)
-   -   Интерес... что это такое?... чем обусловлен? (http://forum.roerich.info/showthread.php?t=15520)

Selen 04.08.2013 15:52

Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Интерес... что это такое?... чем обусловлен?... можно ли на основании Учения дать четкие определения?

первая мысль по этой теме - во всём виноваты сканды... т.е. вот поймал, "подцепил" человек к примеру сканду математика и вот вдруг ни с того ни с сего у него просыпается способность к математическим изыскам и следом на хвосте влечется и всепоглощающий интерес к занятиям математикой.... т.е. по сути дела первичной является конкретная способность, а интерес уже как бы вторичен..........кстати... если воспользоваться методом вынесения чего-то общего за скобки, то именно интерес как таковой может быть нейтральным = универсальным, т.е. именно интерес можно вынести за скобки... хм... тогда получается что реальна некая то ли материя, то ли энергия с названием ИНТЕРЕС

Восток 04.08.2013 18:26

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 

Selen 04.08.2013 19:57

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Восток (Сообщение 452614)

оно было бы может и так если бы не конкретные указания в эзотерических источниках о явной градации в плане способностей... короче - мечтать не вредно что вы весь там такой крутой в потенциале, но в реале ты сверчек которому свой шесток предписан до скончанья века

Восток 04.08.2013 20:20

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Selen (Сообщение 452617)
если бы не конкретные указания в эзотерических источниках о явной градации в плане способностей

часто случается так, что эти источники - читаются с помощью этих самых обусловленных "способностей" - которых увы нет.)))) Потому бывает и кажется некоторым, что в реале - одни сверчки вокруг.

Восток 04.08.2013 20:22

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Selen (Сообщение 452617)
короче - мечтать не вредно что вы весь там такой крутой в потенциале,

кстати насчёт источников - совсем иначе сказано и про мечты и про потенциал и т.д.

Восток 04.08.2013 20:25

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Selen (Сообщение 452610)
"подцепил" человек к примеру сканду математика

"подцепить" можно одержателя, гонорею, или в случае случайного хаотического мышления - некие безумные концепции. Способности же к математике просто так не даются, но взращиваются особым трудом сознания.

Selen 04.08.2013 20:30

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Восток (Сообщение 452620)
Цитата:

Сообщение от Selen (Сообщение 452610)
"подцепил" человек к примеру сканду математика

"подцепить" можно одержателя, гонорею, или в случае случайного хаотического мышления - некие безумные концепции. Способности же к математике просто так не даются, но взращиваются особым трудом сознания.

я имею в виду экстремальные ситуации примеров коих тьма тьмущая, и в результате которых человек вдруг обретает способности и становится по сути дела их "рабом"

Selen 04.08.2013 20:32

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Восток (Сообщение 452619)
Цитата:

Сообщение от Selen (Сообщение 452617)
короче - мечтать не вредно что вы весь там такой крутой в потенциале,

кстати насчёт источников - совсем иначе сказано и про мечты и про потенциал и т.д.

ну так ведь и сказано чтобы мечта ваша не гасла... сами посудите - без мечты способны идти в направлении "Х"?

Selen 04.08.2013 20:34

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Восток (Сообщение 452618)
Цитата:

Сообщение от Selen (Сообщение 452617)
если бы не конкретные указания в эзотерических источниках о явной градации в плане способностей

часто случается так, что эти источники - читаются с помощью этих самых обусловленных "способностей" - которых увы нет.)))) Потому бывает и кажется некоторым, что в реале - одни сверчки вокруг.

да есть такое дело... но источник написанный для общего пользования вряд ли имеет подобные подводные камни

Selen 04.08.2013 21:52

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
товарищ, Восток, давайте что-нибудь по теме, если есть конечно что сказать...

Восток 04.08.2013 21:59

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Selen (Сообщение 452621)
Цитата:

Сообщение от Восток (Сообщение 452620)
Цитата:

Сообщение от Selen (Сообщение 452610)
"подцепил" человек к примеру сканду математика

"подцепить" можно одержателя, гонорею, или в случае случайного хаотического мышления - некие безумные концепции. Способности же к математике просто так не даются, но взращиваются особым трудом сознания.

я имею в виду экстремальные ситуации примеров коих тьма тьмущая, и в результате которых человек вдруг обретает способности и становится по сути дела их "рабом"

Мне думается тут разобраться нужно. Кстати и в источниках и в СМИ порой описываются случаи, когда именно в экстремальных ситуациях "вдруг" проявлялись способности либо например знание языков и пр. Но это всё - вовсе не "подцепление" а как раз пробуждение ранее наработанного и приобретённого. Имхо важно понять что и математика и боевые навыки и языки - всё это собственный багаж человека пробудившийся в некий момент - не "вдруг", не случайно.
инные же случаи, когда по причине несистематизированного слабого мышления, слабости ауры - проявлялось некое влияние - это совсем другое дело. От одержания до НЛП-изма. Гипнозы, массовые истерии - всё одна опера. Очень редко это было необходимым, чаще это негативно сказывается. Например подавляющее большинство современных политических веяний - есть результат такого массового влияния. Так вот РАБСТВО - есть результат всех этих явлений.

леся д. 05.08.2013 03:08

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Каждый талант и склонность к тем или иным умениям обусловлен прежними наработками в прошлом. Но наклонности к тому или иному умению должны быть развиваемы в данном конкретном воплощении. Некоторые наработки не забываются, как езда на велосипеде, но однажды в данном конкретном воплощении надо обязательно всё-таки потрудиться оседлать этот велосипед и научиться им управлять. Так и с любой учёбой. Кому-то проще даётся, а кому-то труднее. Есть люди, которые от рождения обладают некоторыми даже физическими особенностями, которые обусловливают более качественное обучение (безупречное цветовое восприятие, аналитическое мышление, музыкальный слух и т.д.).
В Живой Этике также сказано, что интуиция сама по себе представляет упрощённый доступ к собственным наработкам человека из прежней его практики, а никакую не мистику; просто логический ряд мышление упускает за ненадобностью, выуживая сразу необходимую ассоциацию. Например, таким образом иногда опытные врачи способны поставить точный диагноз без предварительных дополнительных методов обследования, что важно при неотложных состояниях. Если такого врача спросить, на основании чего он так решил, он вряд ли ответит так сразу, хотя и прав и даже убеждён в своей правоте в определённый момент (а это даже не прошлая инкарнация, а текущая).
Способность к обучаемости человека данным предметом, таким образом, прямо пропорциональна ранее давно приложенным усилиям. И это сканды, в сцеплении с прежним опытом, и это реальные предпосылки знания, -- а не то случайное совпадение, о котором думают иногда.

Selen 05.08.2013 06:55

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от леся д. (Сообщение 452644)
Каждый талант и склонность к тем или иным умениям обусловлен

как то Вы пролетаете мыслью здесь слишком быстро... ибо... склонность к тем или иным умениям обусловлена именно талантом, а точнее так - склонность к умению обусловлена адекватным талантом... т.е. талант всегда первичен и всегда ищет пути своей реализации и именно он талант напрягает нашу склонность к той или иной деятельности ...

Руслан Коломиец 05.08.2013 08:32

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Selen (Сообщение 452610)
Интерес... что это такое?... чем обусловлен?... можно ли на основании Учения дать четкие определения?


От латинского "inter esse" - "быть внутри". Мы живем во внешнем мире, но ведь есть еще и внутренние миры, внутренняя сущность любого предмета, и туда нас тянет, как магнитом.

Можно ли рассматривать интерес как разновидность проявления магнита? Железо притягивается к магниту, потому что ему так интересно...

Лена К. 05.08.2013 21:00

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Selen (Сообщение 452610)
Интерес... что это такое?... чем обусловлен?...

Хорошо Руслан сказал:
Цитата:

Сообщение от Руслан Коломиец (Сообщение 452649)
Можно ли рассматривать интерес как разновидность проявления магнита? Железо притягивается к магниту, потому что ему так интересно...

Интерес образует магнит. А к нему, в свою очередь, притягиваются те, кому тоже интересно.
На самом деле, все начинается с любопытства Что-то неведомое, тайное, еще не познанное возбуждает токи любопытства. Любопытство перерастает в интерес. А интерес уже может перерасти в жажду познания при творческом складе ума. Жажда познания — это уже устремление в определенные разделы Хроники Акаши, откуда можно почерпнуть необходимые знания, открытия, изобретения.
Если нет вихря интереса, то есть нет магнита для определенных знаний, то, если даже на нас направить их поток, он пролетит мимо, не задев нашего сознания.
А интересно нам бывает только то, что в нас уже есть, что накоплено нашим опытом и теперь пытается подняться но новую ступень осмысления.

Panzer.Tolik 05.08.2013 21:34

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Лена К. (Сообщение 452681)
На самом деле, все начинается с любопытства Что-то неведомое, тайное, еще не познанное возбуждает токи любопытства.

Все-таки есть тонкая грань между тягой к познанию и просто любопытством. Немного ближе к первому, наверное, любознательность. А само любопытство по АЙ относится к неприятным качествам:
Цитата:

Ссылка на энциклопедию Агни Йоги:Агни Йога, 356 Не из любопытства исследуете ритм пульса стихий. Каждое знание приложимо.

Ссылка на энциклопедию Агни Йоги:Иерархия, 250 Забывчивость, рассеянность, двойственность, любопытство принадлежат к несовершенствам, которые следует искоренять.

Ссылка на энциклопедию Агни Йоги:Сердце, 468 Сердце понимает, где уклонение, где любопытство и где любознательность — так различайте приходящих. Но не дайте огонь легкомысленным и не доверяйте счет листов любопытствующим. Многие несчастья в доверчивости, непозволительной там, где хранятся сокровища.

Ссылка на энциклопедию Агни Йоги:Аум, 107 Легкомыслие, любопытство, сомнение и неверие — из одной темной семьи.
О похожих вопросах уже писалось в http://forum.roerich.info/showthread...F2%F1%F2%E2%EE.

Лена К. 05.08.2013 22:22

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Panzer.Tolik (Сообщение 452684)
...А само любопытство по АЙ относится к неприятным качествам:

Плохо не любопытство само по себе. Плохо, когда стадия любопытства не перерастает в стадию интереса, являющегося катализатором для процесса познания.

Panzer.Tolik 05.08.2013 22:32

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Лена К. (Сообщение 452686)
Плохо не любопытство само по себе. Плохо, когда стадия любопытства не перерастает в стадию интереса, являющегося катализатором для процесса познания

Я уже приводил эту мысль: Познание работает, любопытство отдыхает. Интерес к чему-либо часто бывает продолжением исследований и познаний, начатых в прошлой жизни. Именно этот импульс, а не любопытство, толкает человека продолжать начатое, проявляясь в форме интереса.
Цитата:

Ссылка на энциклопедию Агни Йоги:Агни Йога, 296 Желание знания происходит от забытого знания в прошлом. Так же, как воображение есть следствие прежних опытов.
Полюбопытствовавший быстро переходит к чему-то другому, а интерес к заложенному направлению остаётся. Даже больше, любопытство может увести человека от того, что для него действительно важно.

Восток 05.08.2013 23:13

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Лена К. (Сообщение 452686)
Плохо не любопытство само по себе. Плохо, когда стадия любопытства не перерастает в стадию интереса, являющегося катализатором для процесса познания.

тоже раньше так думал. Но наблюдения таки показывают, что в основе - импульс к познанию - и он таки может быть разбит на тысячи хаотичных любопытств, интересиков и т.д. Если же в начале лежит само любопытство, то хорошего продолжения ждать не приходится. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
Если же импульс к познанию верно фокусируется, не разбрасывается - то в результате обретается знание.

Восток 05.08.2013 23:25

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Panzer.Tolik (Сообщение 452687)
Полюбопытствовавший быстро переходит к чему-то другому,

точно. причём от каждого метания туда-сюда теряет всё больше.

Руслан Коломиец 06.08.2013 01:54

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Лена К. (Сообщение 452686)
Плохо не любопытство само по себе. Плохо, когда стадия любопытства не перерастает в стадию интереса

Любопытство - астральное чувство, интерес - свойство ментала. Для духа свойственна жажда познания.

Лена К. 06.08.2013 07:49

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Руслан Коломиец (Сообщение 452697)
Цитата:

Сообщение от Лена К. (Сообщение 452686)
Плохо не любопытство само по себе. Плохо, когда стадия любопытства не перерастает в стадию интереса

Любопытство - астральное чувство, интерес - свойство ментала. Для духа свойственна жажда познания.

Да. Часто все начинается с эмоций.
Когда отрицательно говорят о любопытстве, то подразумевают праздное, пустое любопытство. Когда о любопытстве говорится положительно, то имеется в виду инстинкт познающего. Любопытство к неведомому напрягает интерес, приходит желание сделать что-то подобное увиденному или услышанному. И далее запускается процесс познания, необходимый для реализации своего желания. Возникновение любопытства хорошо наблюдать на детях и на мастерах своего дела, которые увидели большего мастера.

Лена К. 06.08.2013 09:38

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Кстати, всю цепочку пронаблюдала на себе в связи с этой темой. Selen заголовком своей темы пробудил мое любопытство, и, зная, что он умеет поднимать интересные вопросы, я заглянула в тему. Тема об интересе оказалась мне интересной, то есть у меня появилось желание изучить ее глубже. Я проявила некоторое устремление к познанию, и магнит притянул некоторые сведения, соответствующие направленности моего устремления, которые в степени интенсивности моего устремления углубили мое понимание вопроса.

mika_il 06.08.2013 10:38

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Selen (Сообщение 452610)
первая мысль по этой теме - во всём виноваты сканды...

Если верить йогу Патанджали, то:

сукханушайи рага

Что-то вроде "интерес - зависимость от приятного".


mika_il 06.08.2013 10:51

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Руслан Коломиец (Сообщение 452649)
Цитата:

Сообщение от Selen (Сообщение 452610)
Интерес... что это такое?... чем обусловлен?... можно ли на основании Учения дать четкие определения?


От латинского "inter esse" - "быть внутри".

Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно)
http://slovari.yandex.ru/интерес это/БСЭ/Интерес

:)

Лена К. 06.08.2013 11:12

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Разовью немного описанный мной выше пример в связи с тем, что в теме шел вопрос о первичности накоплений или интереса. Эта тема стала мне интересной, так как она срезонировала с тем, что уже есть у меня внутри. И это что-то не захотело оставаться на прежнем уровне достижений, а возжелало быть углубленным. Но есть темы, которые не вызывают у меня даже любопытства: у меня внутри ничего для них нет, мне нечем им отзвучать.

adonis 06.08.2013 11:52

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Лена К. (Сообщение 452714)
Разовью немного описанный мной выше пример в связи с тем, что в теме шел вопрос о первичности накоплений или интереса. Эта тема стала мне интересной, так как она срезонировала с тем, что уже есть у меня внутри. И это что-то не захотело оставаться на прежнем уровне достижений, а возжелало быть углубленным. Но есть темы, которые не вызывают у меня даже любопытства: у меня внутри ничего для них нет, мне нечем им отзвучать.

Ключевым словом будет "резонанс". То, чего нет, не может резонировать. Любопытство не резонирует, это наш Интеллект (Кама Манас) занимается праздным самоудовлетворением, повышая собственную значимость в своих же "глазах". Мол, знаю, что находится за горою, какой я молодец. Сам Карузо не слышал, но сосед его насвистывал, понятие имею. Желание почитать что нибудь новенькое в стиле "винегрет", из этой же серии.
Исследование, пахтание, это труд, здесь интересна сама дорога, каждый шаг пройденный самостоятельно приносит радость. Итог для исследователя второстепенен, ибо финиша у дороги нет.

Руслан Коломиец 08.08.2013 22:07

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
В Киеве живет человек, которого можно назвать ГЕНИЕМ ИНТЕРЕСА.

Валерий Александрович Куринский - композитор, поэт, музыкант, писатель, философ, психолог, педагог, переводчик, полиглот (более 100 языков), глубокий знаток европейской философии на уровне знакомства с первоисточниками - древними и современными - на языке оригинала (другого способа изучать серьезные предметы он, похоже, и не признает). Можно погуглить, о нем в интернете много есть.

"Куринский знает больше, чем весь наш институт философии..." - Владимир Буданов, д-р философских наук (Российский институт философии, Москва, Россия)

Автор многих книг по самообразованию - создал свою систему изучения любых предметов, назвал свою систему "автодидактика". Настойчиво советует изучать несколько иностранных языков одновременно.

У Куринского удивительно трепетное отношение к явлению, называемому "интерес" - это стержень его самообразовательной философии, потому что учиться нужно без насилия над собой, т.е. с помощью умело направляемого интереса. Существуют законы интереса, которые надо знать и не нарушать; это нежное растение, которое нужно лелеять, воспитывать и культивировать.

Согласитесь, что человек, изучивший более сотни иностранных языков, умеет делать неинтересные вещи интересными. Китайский язык с его диалектами он изучал, как профессиональный композитор - разбил каждое слово и иероглиф на ритмы.

"...ученик, в принципе, должен учиться сам. А чтобы он мог учиться сам, ему необходимо научиться вырабатывать, производить (как на работе папа и мама это делают, например, детали производят, если они, конечно, работают на производстве) актуализированный интерес, интерес этого мгновения, этой секунды. Как получить актуализированный интерес?

При помощи того, что ты "ломаешь игрушку". При помощи разбивания материала, который нужно выучить, на несколько частей. Части ты выбираешь совершенно произвольно, свободно. Ты поступаешь так, как тебе хочется, и избавляешься от ощущения, что тебя принуждают учиться. В этом материале ты чувствуешь себя как на прогулке, когда идешь гулять куда-нибудь в интересное место, например, в зоопарк. Потому что можно перейти от одной клетки с каким-то диковинным зверем к другой, от вольера - к террариуму или к чему-то другому. Ты уже на этом примере понял, что твой интерес зависит от того, как ты сам будешь переключать луч внимания. Ты обязательно его поймаешь, свое внимание. Оно будет сиюминутным, вниманием именно этого мига, этого мгновения, потому что ты действительно совершил действие. Природа как бы награждает тебя за то, что ты искал это действие, и ты ощутишь удовольствие. Оно связано еще и с тем, что ты не тяготишься временем, тебе не скучно. И это действительно награда. Потому что если тебе не скучно, ты прожил настоящее время, настоящий миг жизни. Можно увлекательно прожить целую большую жизнь, если у тебя каждый миг будет интересным. Конечно, в идеале сделать так очень трудно. Поэтому надо иметь очень много актуализированных интересов, уметь их возбуждать. Нужно сделать так, чтобы любое твое занятие было для тебя обязательно интересным уже в силу того, что является составной частью какого-то огромного интереса к жизни." (В.Куринский. Как сделать интерес)

Автор более 10 000 сонетов - написанных одновременно на разных языках.

Бежать пустого… Ничего нет проще:
всего лишь нужно в лес переселиться,
где исторически порхают птицы,
точно такие, как в обычной роще.

И в чаще, мшисто мыслями заросшей,
насторожённо трогать то, что снится,
и в этом явь открыв, не суетиться,
а, в чашку ягодами складывая росы,

упавшие на размышлений ветви,
тихонько петь. Тогда возникнет небо
внутри тебя. Мерцающая задумь

его заполнит. И повеет светлым
от сумерек, что были так нелепы,
пока всё было не в душе, а рядом.

19.06.2003

To avoid the emptiness… Nothing is easier:
it is only necessary to move in a wood,
where birds flit historically,
being precisely the same, as in a usual grove.

And in a thicket, overgrown with mossy ideas,
intently to touch what dreams to you,
and, in that having discovered reality, not to fuss,
as well as quietly to sing, in a cup like berries putting dews,

which have fallen upon branches of reflections.
Then a sky will appear
inside you. Flickering reasoning

will fill it. And light will breathe out of
twilights that were so ridiculous,
till all was not in soul, but only nearby.

19.06.2003
Валерий Куринский

Агни Йога, 67
Как пробудить преданность? Целесообразностью. Как улучшить качество? Явлением почтения мастерству. Как пробудить плодотворность? Желанием красоты.

Владимир Чернявский 09.08.2013 07:53

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от mika_il (Сообщение 452711)
Если верить йогу Патанджали, то: сукханушайи рага Что-то вроде "интерес - зависимость от приятного".

Все зависит от побуждений.
К примеру, в философии буддизма выделяется пять "истинных объектов". Первый из них - "чандра", очень похоже на то, что Агни Йога именует "духовным устремлением" (или просто "устремлением"). Буддизм говорит, что подобный "объект" рождается в тот момент, когда ученик уверовал в Четыре Благородные Истины, т.е. когда человек осознает необходимость духовного движения.
Духовное устремлением порождает второй "объект": "адхимокшу" (заинтересованность, внимание). И вот такой интерес, порожденный духовным устремлением, является благом для человека - в противовес интересу, порожденному "зависимостью от приятного".

mika_il 09.08.2013 11:25

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Владимир Чернявский (Сообщение 452893)
Все зависит от побуждений.

"Рага" это еще "цвет" и "краска". Побеждается вайрагьей - бесстрастным отношением. То, что в термине "адхимокша" есть корень мокша, наводит на мысль, что этот элемент также подчеркнуто лишен привнесения субъективных качеств. Можно сказать, что осознанная необходимость - это чисто объективный интерес. Без всякого намека на личное приятное. Наверное поэтому "истинные объекты". Хотя насколько я понимаю, у Патанджали это скорее "общие элементы" абхьясы - шраддха, вирья, смрити, самадхи и праджня. Но у него абхьяса это просто инструмент. Условия действенности этого инструмента - вайрагья, либо санвегана, либо ишварапранидханадва. Два целиком лишены окрашенности, третье - есть исключительная окрашенность.

леся д. 09.08.2013 11:39

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от mika_il (Сообщение 452711)
Цитата:

Сообщение от Selen (Сообщение 452610)
первая мысль по этой теме - во всём виноваты сканды...

Если верить йогу Патанджали, то:

сукханушайи рага

Что-то вроде "интерес - зависимость от приятного".

Только не волнуйтесь. ;)
Сукхам - счастье,
рага - страсть (анурага привязанность, ваирага - освобождение от всяких привязок),
потому перевод Ваш не соответствует.
Скорее, особенно продолжая мысль относительно сканд, -
привязанность от впадения в прелесть - это то, чем опасен интерес как вид любопытства (как удовлетворяемого, так и не удовлетворенного. Потому что вызывает зависимость (рага). А заблуждение украшением (любование) отвлекает от истины в процессе познавания. При развитии объективности беспристрастия у йога интерес заменяется целесообразностью познавания.
p.s.: Мокша - освобождение.

леся д. 09.08.2013 11:52

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от mika_il (Сообщение 452906)
Цитата:

Сообщение от Владимир Чернявский (Сообщение 452893)
Все зависит от побуждений.

"Рага" это еще "цвет" и "краска". Побеждается вайрагьей - бесстрастным отношением. То, что в термине "адхимокша" есть корень мокша, наводит на мысль, что этот элемент также подчеркнуто лишен привнесения субъективных качеств. Можно сказать, что осознанная необходимость - это чисто объективный интерес. Без всякого намека на личное приятное. Наверное поэтому "истинные объекты". Хотя насколько я понимаю, у Патанджали это скорее "общие элементы" абхьясы - шраддха, вирья, смрити, самадхи и праджня. Но у него абхьяса это просто инструмент. Условия действенности этого инструмента - вайрагья, либо санвегана, либо ишварапранидханадва. Два целиком лишены окрашенности, третье - есть исключительная окрашенность.

Пожалуйста, вернитесь к первоисточнику. Там совершенно не то сказано. Термины эти, конечно, встречаются, но эта Ваша трактовка не подходит. Это куча слов.
Хотите изучать Восьмиступенчатую Йогу Патанджали - пожалуйста. Хотите изучать Агни Йогу - милости просим, никто не запрещает. **Готовить окрошку духа** же нецелесообразно, пожалуйста поймите это.

леся д. 09.08.2013 12:05

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Владимир Чернявский (Сообщение 452893)
Цитата:

Сообщение от mika_il (Сообщение 452711)
Если верить йогу Патанджали, то: сукханушайи рага Что-то вроде "интерес - зависимость от приятного".

Все зависит от побуждений.
К примеру, в философии буддизма выделяется пять "истинных объектов". Первый из них - "чандра", очень похоже на то, что Агни Йога именует "духовным устремлением" (или просто "устремлением"). Буддизм говорит, что подобный "объект" рождается в тот момент, когда ученик уверовал в Четыре Благородные Истины, т.е. когда человек осознает необходимость духовного движения.
Духовное устремлением порождает второй "объект": "адхимокшу"++ (заинтересованность, внимание). И вот такой интерес, порожденный духовным устремлением, является благом для человека - в противовес интересу, порожденному "зависимостью от приятного".

В общем да:
поскольку буквальное значение слова *чандра* - это ПолнаяЛуна в качестве Света как отражения Солнечного света без изъянов, - отсюда и различие истинного воззрения, подобного ясному свету, в противоположение к тёмной стороне Луны, которая не освещается и не даёт излучения истины. Речь об освобождении от неведения в процессе Учения++. Таким образом - правильное мнение.

mika_il 09.08.2013 13:08

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от леся д. (Сообщение 452908)
Термины эти, конечно, встречаются, но эта Ваша трактовка не подходит.

К чему не подходит?

Panzer.Tolik 09.08.2013 13:42

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от леся д. (Сообщение 452907)
Только не волнуйтесь. Сукхам - счастье, рага - страсть (анурага привязанность, ваирага - освобождение от всяких привязок), потому перевод Ваш не соответствует. Скорее, особенно продолжая мысль относительно сканд, - привязанность от впадения в прелесть - это то, чем опасен интерес как вид любопытства (как удовлетворяемого, так и не удовлетворенного. Потому что вызывает зависимость (рага). А заблуждение украшением (любование) отвлекает от истины в процессе познавания. При развитии объективности беспристрастия у йога интерес заменяется целесообразностью познавания.

Цитата:

Ссылка на энциклопедию Агни Йоги:Мир Огненный ч.3, 582 Ваирага — очень священное пламя отрешения от плотских предметов. Воздержание в мыслях труднее, нежели в действиях. В действии даже мускулы могут способствовать воздержанию, но мыслительные центры так тонки, что человек, не постигший искусства мышления не умеет уследить за рефлексами этих центров. Говорят, что Тонкий Мир далек от плотного, между тем, каждый мыслительный процесс уже есть процесс Тонкого Мира. По тонкости мышления можно представить себе оболочку Тонкого Мира. Тело тонкое тоже весомо, но в тончайших мерах. Но огненное тело уже не поддается измерениям. Ученые могут помочь выявлению Тонкого Мира. Во всех областях можно уследить, что мысль умножает и другие энергии, так получаются новые сотрудничества.

Ссылка на энциклопедию Агни Йоги:Мир Огненный ч.3, 584 Уметь очищать сознание от ненужных понятий, значит уже укладываться в дальнюю дорогу. Только в таком освобождении можно думать о новом сознании. Радость родится, когда Ваирага сияет.
как, по вашему, соотносится ваирага с интересом?

mika_il 09.08.2013 17:58

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Panzer.Tolik (Сообщение 452914)
Уметь очищать сознание от ненужных понятий

От господства понятий, на мой взгляд, будет точнее передавать смысл. Когда истинность любого утверждения и явления будет восприниматься как относительная, тогда достигнута вайрагья. Здесь "отрешение от плотских предметов" справедливо лишь в приближении. ЕПБ комментирует как "безразличие" и "иллюзия побежденная".
Цитата:

Слово "отвращение" не выражает верно его смысла, но сродни ему.
("Семь Врат")

леся д. 09.08.2013 19:17

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от mika_il (Сообщение 452921)
Цитата:

Сообщение от Panzer.Tolik (Сообщение 452914)
Уметь очищать сознание от ненужных понятий

От господства понятий, на мой взгляд, будет точнее передавать смысл. Когда истинность любого утверждения и явления будет восприниматься как относительная, тогда достигнута вайрагья. Здесь "отрешение от плотских предметов" справедливо лишь в приближении. ЕПБ комментирует как "безразличие" и "иллюзия побежденная".
Цитата:

Слово "отвращение" не выражает верно его смысла, но сродни ему.
("Семь Врат")

Обсуждали пару месяцев назад.
В значении *отвратиться* - утратить любопытство и зависимость/привязанность. А не в смысле от слова *отвратительный~~гадкий*.
*Безразличие* - видимо, слово-интерпретация переводчика. Потому что речь идёт о равностном отношении в результате понимания и вмещения, а не об апатии безразличия.

леся д. 09.08.2013 19:33

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Panzer.Tolik (Сообщение 452914)
как, по вашему, соотносится ваирага с интересом?

Как целибат с зарплатой. 8)
Оба явления существуют, но взаимозависимости иметь не могут.
Вы-то сами то что цитировали понимаете?..

Panzer.Tolik 09.08.2013 21:07

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от леся д. (Сообщение 452924)
Цитата:

Сообщение от Panzer.Tolik (Сообщение 452914)
как, по вашему, соотносится ваирага с интересом?

Как целибат с зарплатой. 8)
Оба явления существуют, но взаимозависимости иметь не могут.
Вы-то сами то что цитировали понимаете?..

По своему понимаю, хотя не считаю это понимание полным и достаточно глубоким.

Когда привязанности нет, мысль свободно течет, или, в данном случае, лучше сказать - горит. Наличие привязанности постоянно облекает эту мысль в какую-то привычную форму, как бы ограничивая ее. Получается не свободное горение, а попытки создать что-то из более или менее грубых блоков. Примером может послужить шаблон привязанности к деньгам, вот свободный пересказ реальных диалогов с моим участием:
- чего несчастлив?
- хочу много денег
- а для чего тебе деньги?
- купить/построить дом
- а почему ты не хочешь сразу дом?
- так ведь на стройку нужны деньги.
Такая зацикленность на деньгах - пример привязанности в мышлении. Человек просто неспособен представить себе, что что-то можно достичь без них. И даже пример неверного желания - человеку нужен дом, а он хочет денег.

Так вот, в моем понимании ваирага - это отсутствие привязанности не только к вещам, а к образу жизни, шаблонам мышления и т.д. Тогда мысль свободна, как огонь, потому и пламя ваираги. Оно ни на минуту не застывает и постоянно творит.

P.S. Как говорится, сорри за мой плохой эльфийский (язык имеется в виду). Понятие ваирага я "изучал" только из двух цитат в Агни-Йоге, а не в оргиниале. И не только его, потому многие термины я понимаю по-своему...

леся д. 10.08.2013 00:04

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Panzer.Tolik (Сообщение 452929)
Понятие ваирага я "изучал" только из двух цитат в Агни-Йоге, а не в оргиниале. И не только его, потому многие термины я понимаю по-своему...

Ваирага (ваирагъя) - это целиком и полностью, окончательный и бесповоротный отказ от мешающих на пути духовности препятствий. Осознанный и подтверждённый. Так сжигаются привычки, привязанности к чему-либо, праздное любопытство, далее - классический пример - это уход в саньясу (полное отречение), которое может сопровождаться принятием обетов поэтапно разного уровня, уходом от обладания любыми материальными ценностями, и назад дороги нет, лишь к архатству (это пример из Дхармических религий). Если человек на духовном пути однажды по поводу чего-либо сказал Ваирага! и явил этот огонь целевым однонаправленным решением, он уже не возвращается к оставленному таким образом и никогда об этом не жалеет. Самый простой примерчик: раз и навсегда прекратить любое пользование игральными картами. Если побуждение очень серьёзное (например соблюдение Соизмеримости), никакой тяги, интереса, влечения - к этим предметам быта в любом виде человек больше испытывать не станет.

Руслан Коломиец 10.08.2013 12:17

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от леся д. (Сообщение 452935)
Ваирага (ваирагъя) - это целиком и полностью, окончательный и бесповоротный отказ от мешающих на пути духовности препятствий. Осознанный и подтверждённый.

От препятствий отказаться нельзя, это необходимый элемент роста. "Благословенны препятствия, ибо ими растем". Да и не спрашивают препятствия, отказались мы от них или нет - просто встают на дороге, и все тут.
Речь идет о правильной переоценке ценностей.

Зов, 185
Не думайте о пище — иной постник,
ласкающий мысли о пище, хуже.



Мир Огненный ч.2, 30
Могут подумать некоторые люди — как легко Владыкам, когда Они вышли за пределы земных тягот! Так скажет, кто не знает размеров действительности. Именно, как на Земле, так и на Небе. Уходят тяготы земные, но приходят несравнимые заботы космические. Именно, если трудно на Земле, то на Небе еще труднее. Не будем считать мгновений Девачана, когда иллюзия может скрывать труд завтрашний, но в действии посреди хаоса не может быть легко. Вам трудно от тьмы и хаоса. На всех обиталищах также трудно от многих видов тьмы и того же хаоса. Но вы, по счастью, лишь ощущаете натиск хаоса и не видите его мрачных движений. Правда, трудно с людьми и по их невежеству, и по их служению тьме, но тем труднее, когда видите движение масс материи, обращающейся в хаос. Когда подземный, гибельный огонь ранее срока пытается пробить кору земную или когда слои газов отравляют пространство, тогда трудность превышает все земное воображение. Не тяготы, но лишь сопоставления помогают сейчас сказать о трудах. Ведь невежды думают, что песни и арфы удел Небожителей. Нужно рассеять это заблуждение. Нигде нет указаний, что трудно лишь на Земле, но по сравнению нужно сказать — если здесь досаждают бесы, то Архангелу угрожает сам Сатана. Так нужно понять действие и постоянную борьбу с хаосом. Нужно признать ее, как единственный путь, и полюбить ее, как знак доверия Творца.

Руслан Коломиец 10.08.2013 12:30

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Интерес - могущественный, иногда единственный, двигатель человеческой жизни.

Сердце, 540.
Когда один великий математик Аравии уже лежал почти без движения сердца, его друг нашёлся сказать о решении одной алгебраической проблемы, и сердце математика воспряло...


Когда слышу про "Чит - Сат - Ананда" - "Бытие - Знание - Блаженство" - думаю, что интерес является атомарной частицей "Сат" - "Знания".

Интерес можно назвать средством исЦЕЛЕНИЯ человека. Пока человек чего-то не знает - от неполон, несовершенен, нецелостен. С помощью интереса человек возвращается к своей целостности - всезнанию и всемогуществу, которое ему заповедано.

леся д. 10.08.2013 14:05

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Руслан Коломиец (Сообщение 452941)
Цитата:

Сообщение от леся д. (Сообщение 452935)
Ваирага (ваирагъя) - это целиком и полностью, окончательный и бесповоротный отказ от мешающих на пути духовности препятствий. Осознанный и подтверждённый.

От препятствий отказаться нельзя, это необходимый элемент роста. "Благословенны препятствия, ибо ими растем". Да и не спрашивают препятствия, отказались мы от них или нет - просто встают на дороге, и все тут.
Речь идет о правильной переоценке ценностей.
Речь шла о том, что значит Ваирага.
А не о том, как относиться к препятствиям обстоятельств и препятствиям даже собственных особенностей личности (их тоже можно и нужно преобразовать в помощь для духовного роста и для установления Общего Блага).
Пример:
прекращение навсегда действовать методами тьмы в конкретном качестве. Вот Вы, предположим, раз и навсегда сознательно прекращаете общаться с любыми другими живыми существами заносчиво и с апломбом. Сознательно, для помощи себе же используя обет. В это время священное пламя Ваираги, вызванное Единым Высшим Побудителем (поскольку Вы йог, ибо речь о Ваирага, а не о теории), - сжигает любые поползновения самости и тенденции желания унижения любого живого существа, поскольку изначальное побуждение у Вас - видеть Единосущного в средоточии духа каждого живого существа. И интереса поиздеваться над кем-либо и обсудить за глаза недостатки кого-либо, и смешать с грязью его побуждения без попытки понимания - не возникнет уже никогда. Потому что самостного мотива в Ваших действиях уже никогда не будет. Вы от этого пламени преображаетесь, и кроме частицы самости в этом Огне ничто и никто не горит. Это было препятствие - оно сгорело, его нет. Самость ущербна теперь, а Вы свободны (именно в конкретно этом). Вы уже другой, и никогда не станете прежним. Примерно так.
Естественно, тогда и с препятствиями вовне легче бороться, поскольку Вы препятствие своей самости уже сожгли, так сказать, публично своими руками, заживо.


леся д. 10.08.2013 14:16

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Руслан Коломиец (Сообщение 452942)
Интерес - могущественный, иногда единственный, двигатель человеческой жизни.

Сердце, 540.
Когда один великий математик Аравии уже лежал почти без движения сердца, его друг нашёлся сказать о решении одной алгебраической проблемы, и сердце математика воспряло...


Когда слышу про "Чит - Сат - Ананда" - "Бытие - Знание - Блаженство" - думаю, что интерес является атомарной частицей "Сат" - "Знания".

Интерес можно назвать средством исЦЕЛЕНИЯ человека. Пока человек чего-то не знает - от неполон, несовершенен, нецелостен. С помощью интереса человек возвращается к своей целостности - всезнанию и всемогуществу, которое ему заповедано.

+
Сознание. Бытие - сознание - блаженство. Сат-Чит-Ананда.
Именно не сознание Ананды и не бытие в сознании или знании, а Высший из Состояний/Миров Огня, который есть Сат-Чит-Ананда. В сущности он подобен единому океану, и мы все, в сущности, его искры. И в конечном итоге вернемся в него на Родину, становясь снова Единым, если не угаснет этот Огонь. Этот Огонь есть и Жизнь, и существование (настоящее). В нём все равны повсюду всегда (это Веды, но тут жаловались на обилие терминов, а на русском сложно это рассказывать, потому прошу прощения).
Сат - Бытие,
Чит - Сознание,
Ананда - Блаженство.
Сат-Чит-Ананда - санскритское название высочайшего состояния бытия; можно сказать и что это Мир такой совершенного Света, но определение на русском будет не точным.

mika_il 12.08.2013 09:50

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Руслан Коломиец (Сообщение 452941)
Речь идет о правильной переоценке ценностей.

Вряд ли это конфликт, ищущий разрешения в новом качестве отношений. Скорее антагонизм, позволяющий собственное новое качество - вирью.

Руслан Коломиец 13.08.2013 00:21

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Интересен человек, интересующийся окружающим миром.

Интерес заразителен. Это инфекция такая.


Руслан Коломиец 13.08.2013 00:35

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
У интереса есть свои парадоксы.

Часто остро направленный луч внимания иссушает изучаемый предмет. Например, когда слишком пристрастно изучать иностранный язык, можно быстро "перегореть", потерять к нему интерес. Если же заниматься языком, как какой-нибудь второстепенной вещью, перенести это занятие на периферию внимания - можно добиться успехов. Психическая энергия (или, как мы говорим, подсознание), сама тихо сделает свое дело.


mika_il 13.08.2013 10:00

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от mika_il (Сообщение 453033)
Цитата:

Сообщение от Руслан Коломиец (Сообщение 452941)
Речь идет о правильной переоценке ценностей.

Вряд ли это конфликт, ищущий разрешения в новом качестве отношений. Скорее антагонизм, позволяющий собственное новое качество - вирью.

Сердце, 2 Многие легенды описывают исполнение желаний, но не говорят об основном условии, о безысходности, которая обостряет желания до непреложности; каждый малый обходный путь уже притупляет стрелу непреложности. Но, как плывет незнающий воду, когда опасность тянет его на дно, так решается получение желания, когда все пути отрезаны. Люди говорят — свершилось чудо! Но часто лишь была заострена психическая энергия.

леся д. 13.08.2013 10:32

Ответ: Интерес... что это такое?... чем обусловлен?
 
Цитата:

Сообщение от Руслан Коломиец (Сообщение 453101)
У интереса есть свои парадоксы.

Часто остро направленный луч внимания иссушает изучаемый предмет. Например, когда слишком пристрастно изучать иностранный язык, можно быстро "перегореть", потерять к нему интерес. Если же заниматься языком, как какой-нибудь второстепенной вещью, перенести это занятие на периферию внимания - можно добиться успехов. Психическая энергия (или, как мы говорим, подсознание), сама тихо сделает свое дело.

Интерес сродни любопытству.
Удовлетворение
интереса, как мы все видим наглядно во многих серьёзных открытых здесь темах, ни к какому духовному прогрессу не приводит, а зачастую просто питает самость.
Каждый предмет по-настоящему изучается только из жизненной необходимости и по любви. Когда человек созревает до того, что нечто изучать для него чувствуется необходимым как воздухом дышать, притом не о себе заботясь, а не видя иного пути, - тогда и качество изучения, несомненно, будет выше. Каждый помнит горы книг, которые были прочитаны из интереса, и мало что отложилось в памяти, самое родное и необходимое, а остальное улетело, как сухие листья. И только из любви запоминается то или иное, а то что в жизни не пригодится, не имея укоренения в применении, выбрасывается любым ветром перемен как ненужный сор, иногда совершенно безжалостно. И потом, спустя годы, жизненно необходимое приходится снова перечитывать и изучать, будто впервые. Потому интерес порождает шатания и трату энергии, а целенаправленное устремление, наоборот, обогащает (кого интеллектуально, кого духовно).


Часовой пояс GMT +3, время: 14:55.