![]() |
Может ли Бог быть Личностью? Ограничивает ли Бога Его Личностность? http://apologia.sobor-spb.ru/sekto/t...op/11lichn.htm Ответ: Полемика со сторонниками веры в безличного Бога, часто безрезультатна по той причине, что, используя одинаковые термины, оппоненты наполняют их разными смысловыми значениями. Поэтому прежде всего определим разницу в тех смыслах, которые вкладываются в понятия «личность» людьми, чаще всего использующими этот термин, т.е христианами, психологами и оккультистами. В психологии (1) понятие «личность» используется в двух основных значениях: любой человек обладающий сознанием, и человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Согласно современной психологии, индивидом рождаются, личностью становятся. Понятие «индивид» «указывает на объединение данного человека с человеческим видом» (2), это человек как единичное природное существо, само понятие «индивид» отвечает на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям. Индивидуальность (3) – это своеобразие человека как индивида и личности. Индивидуальность проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента и т.д. Что психологи вкладывают в понятие «сознания»? Сознание (4) – это интегративное выражение психических процессов, позволяющее понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь. Благодаря сознанию человек выделяет и противопоставляет себя окружающей действительности, определенным образом относится к ней. Сознание позволяет воспринимать мир в его объективной форме. Личность всегда обладает сознанием. Что говорят о личности оккультисты? Например, Елена Рерих пишет: «…приходилось вырабатывать определительные для понятий совершенно новых западному уму, отсюда и некоторые неясности. Так в ту эпоху не делалось различия между личностью, обнимающей одно земное воплощение, и индивидуальностью, вечным свидетелем и собирателем достижений множества таких воплощений. В сознании подавляющего большинства личность и индивидуальность и до сих пор являются одним понятием» (5). Оккультизм учит, что индивидуальность есть совокупность духовного опыта человека, приобретаемая им в череде воплощения, которая «наслаивается» на, так называемую «монаду», - этот термин понимается в оккультизме как проявление Единого Космического Начала. Елена Рерих отмечает: «Монада бессмертна. Каждый человек представляет собою индивидуальность, сложенную многочисленными существованиями в разных личностях, но лишь частично проявленную на земном плане в каждом из них. Индивидуальность является хранительницей Книги Жизни, и каждая личность имеет в ней свою страницу. В эту книгу записываются страницы лучших земных проявлений» (6). Личность для оккультиста - это «маска», одеваемая на период одного воплощения. Личность - это инструмент для развития индивидуальности. Новое воплощение - новая «маска», поэтому личность в оккультной системе, по своей сути, всегда ограничена, она всегда временна, в отличие от индивидуальности. Свами Вивекананда учил: «Безличный Бог, … - Бог живой, которого я вижу перед собой, живой принцип. Различие между личным и безличным в том, что личный - только маленький человек, тогда как безличный - и человек, и животное, и ангел, и, кроме того, нечто большее, чего мы не можем ни видеть, ни представить. Для нас Безличный включает в себе все личное, сумму всех личностей Вселенной, и бесконечно больше, чем эта сумма. «Как огонь, приходя в мир, проявляется во всех видимых нами формах и, кроме того, в бесконечно большем», так и Безличный» (7). Как определяют понятие «личность» православные христиане? В.Н.Лосский писал: «…личность есть свобода по отношению к природе: она не может быть никак обусловлена психологически или нравственно…Личностная… неповторимость есть то, что пребывает даже тогда, когда изъят всякий контекст, космический, социальный или индивидуальный – все, что может быть выражено… Личность всегда «единственна». Понятие объективирует и собирает. Поэтому только «деконцептуализируемая» отрицанием мысль может говорить о тайне личности, ибо этот ни к какой природе не сводимый «остаток» не может быть определен, но лишь показан. Личное можно «уловить» только в личном общении…подойти к личности – значит проникнуть в мир личный…единственность личности не поддается никакому определению, личность может быть воспринята лишь в ее отношении с другой личностью» (8). Личность не есть маска на «лице» души. Личность (9) проявляет себя посредством сил, свойственных разумной природе: ума, воли и жизненной энергии. Когда христианин говорит, что Бог есть Личность, в первую очередь, он имеет в виду, что Бог уникален, что Он осознает Себя и сознательно Себя проявляет. Христианам близко психологическое понятие личности. Личностное начало разумно, оно сознательно, способно к совершению осознанных актов. Говоря о Боге, что Он Личность, мы, прежде всего, говорим о Его сознательности, о том, что Бог не есть хаос, Он - Творец. Теософы говорят: «Мы отрицаем существование мыслящего, сознательного Бога на том основании, что подобный Бог должен быть обусловленным, ограниченным и подверженным изменениям, следовательно не бесконечным» (10). На это обвинение, как мы видим, можно ответит коротко: у христиан и оккультистов разное смысловое наполнение слова «личность». Говорить о том, что Бог не является Личностью, потому что личностность значит ограниченность, бессмысленно, так как, когда христиане говорят, что Бог есть Личность, они вкладывают в это суждение совершенно другой смысл, чем оккультисты. Спор оказывается беспредметным. К каким выводам мы неизбежно приходим, предположив, что Бог не личен? Священное Писание учит, что Бог есть Любовь (1Ин.4:8), но если Бог не есть Личность, значит, Он не может быть Любовью, так как любовь всегда имеет личностную характеристику, тогда творение является не актом Его любви, а естественным проявлением Его природы. Отвергая личность в христианском ее понимании, следует задаться вопросом о свободе воли человека, так как безличностная концепция, фактически, уничтожает понятие свободы, делая человека марионеткой природы. Бог безличен, и весь мир является проявлением Его природы, а не воли, а также все, что творит человек, есть проявление его природы, а не воли. Воля становится жестко детерминирована, определена природой; ее свобода исчезает, человек оказывается марионеткой слепых сил собственной природы. Отсюда следует, что необходимо отказаться от такого понятия, как совесть, так как ее не может существовать, если воля жестко детерминирована. Одновременно мы сразу же сталкиваемся с проблемой зла, которое становится не актом воли и свободного выбора, а следствием природы, откуда следует логический вывод, что источником зла и страданий является безличный Бог, точнее, сама природа безличного Бога, т.е. Бог зол по природе, так же, как и добр. В целом, приняв такую концепцию необходимо в принципе отказаться от любых нравственных законов: если все есть проявление Бога и Его природы, значит добро и зло суть единые понятия, бороться с грехом становится невозможно и ненужно. Тогда разницы между святым и грешником нет. Ссылки: 1 - Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология. Словарь-справочник. Минск, ООО Хэлтон., 1998. С.124. 2 - Там же. С.92. 3 - Там же. С.95. 4 - Там же. С.262. 5 - Письма Елены Рерих, 1929-1938.(Письмо от 31.08.36). В 2-х томах. Белорусский фонд Рерихов; Минск, ПРАМЕБ, 1992 . Т. 2, С. 204. 6 - Письма Елены Рерих, 1932-1955. (Письмо от 27.09.46). Вико. Новосибирск, 1993. С. 502. 7 - Свами Вивекананда. Философия Йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С.349. 8 - Лосский В.Н. Догматическое богословие. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ. 1991. С.215. 9 - Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С.140. 10 - Письма Махатм. Самара, 1993. С. 218. Письмо 57. |
Re: Может ли Бог быть Личностью? Цитата:
|
Михаил!!! :!: :!: :!: ... Браво!... :D :D :D =D| =D| =D| |
Re: Может ли Бог быть Личностью? Цитата:
С чего это Вам вздумалось сталкивать религиозное христианство с теософией? Теософия гораздо ближе к учению Христа чем христианская религия! На других форумах я пытался Вас убедить, что фундаментом христианской религии есть "юродство проповеди" - детское, сказочное изображение Христа и Его учения. Личность ли Бог? Если человек, чвляющийся представителем рода богов (Дн 17:29), есть личностью, то как ею может не быть старший представитель этого рода - Бог-Отец? Мой теска, отвечающий Вам, правильно высвечивает некоторые ошибки религиозного христианства, но и он ошибается,( Вы Бога, похоже, Существом представляете, творящим, мыслящим и тому подобное, как же это совместить с Абсолютом? ) думая что Бог - не Существо, что Он не мыслящий и не Творящий. Ведь, все эти качества присущи каждому живому существу, Бог то - живой! Видимо, теософы не понимают, что значит "творить". |
Re: Может ли Бог быть Личностью? Цитата:
Цитата:
|
БУДЬ МНЕ ДРУГОМ. - Проблема в том, что вы настаиваете на олицетворении Меня, но Я не личность. - Я знаю. Как, думаю, и большинство людей. Но иногда удобно думать о Тебе как о личности. Нам так легче общаться с Тобой. - Легче ли? Вот в чем вопрос. Я не слишком в этом уверен. Я говорю тебе: продолжай думать обо Мне как о родителе, и тебе будет чертовски трудно. - Уверен, это был просто оборот речи. - Конечно. - Но если нам не следует считать Тебя родителем, кем же нам Тебя считать? - Другом. - «Друг наш, иже еси на небесех »? - Именно. - Да, такое уж точно потрясет кое-кого воскресным утром. - И, возможно, встряхнет чьи-то мысли. - И все же, если бы мы смогли подумать о Тебе как о друге, а не об отце, это могло бы помочь людям наконец начать по-настоящему общаться с Тобой. - Ты имеешь в виду, их бы перестало беспокоить, что Я знаю все то, о чем знают их друзья и возлюбленные? - ……. - Ну так как, - ты хочешь дружить с Богом? - Мне казалось, я уже дружу. - Да. Дружил и дружишь. Но ты ведешь себя не как друг. Ты поступаешь так, как будто Я твой отец. - Хорошо, я готов избавиться от такого отношения. Я готов обрести по-настоящему действенную дружбу с Тобой. - Замечательно. Вот как это нужно сделать. Вот как вся человеческая раса может обрести дружбу с Богом… |
Провозвестие Рамакришны Глава 4 Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Делаем вывод. Рамакришна на собственном духовном опыте пришел к заключению, что Бог не только может быть Личностью, но и ДОЛЖЕН БЫТЬ ею. Бог-Абсолют и Бог-Творец нераздельны. |
В гранях Агни -йоги написанно-"Бога нет"."Бог есть как путь" О Высшем,несказуемом,Парабрахмане,в Индийской культуре не говорят,считая,что человеку это недоступно.В то же время есть эманации Бога,исходяшие из Логоса,Творцы Алхимы,создавшие Землю и человека. В частности,Шива,Брахма,Вишну.,духовные сушества,дэвы,ангелы.То есть йерархия Творцов,то,что в обычном христианстве ассоциируют под Богом. |
Цитата:
|
Во Истину так!!! :) :!: :!: :!: |
Re: Может ли Бог быть Личностью? Цитата:
А если это - за пределами Ваших возможностей, как Вы сами говорите, то к чему настаивать на своем понимании идей индусов? Есть лишь один трехипостасный Бог! И Он есть личностью не в меньшей мере чем Вы сами! Порошу Вас ответить: что значит "творить", в понятиях теософов? |
Re: Может ли Бог быть Личностью? [quote="jasvami"] Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Иисус Христос это не Бог. Иисус Христос это Бог или нет? Что об этом говорят основные традиционные религии? Согласно Библии: Цитата:
Следовательно, Иисус Христос не есть Бог, так как Бога не видел никто никогда, а Иисуса Христа многие видели. Это доказывает, что согласно Библии, Иисус Христос не есть Бог. A так как истинное Христианство признает Библию, то и согласно истинному Христианству, Исус Христос не есть Бог. Итак, мы имеем что согласно традиционным религиям: Ислам, Иудаизм, Христианство и Буддизм, Иисус Христос это не Бог. |
Согласно теософии,Иисус родился человеком,и при крешении Иоанном Предтечей стал Христом,Богочеловеком.Каждый человек в сущности-Бог.В Библии сказанно-Вы-Боги. Тем не менее,Бога никто никогда не видел. Поэтому путь Христа подходит каждому,и любой может стать Крестос,Богочеловеком. Хотя в современном состоянии,люди ближе к животным,не поднявшись даже до уровня этики человека.Поэтому рассуждать о Боге в сушности бесполезно.Гораздо эффективней сначала попытаться жить по этическим законам,которые изложены во всех религиях, а потом о Боге можно будет не рассуждать,а знать. |
Re: Может ли Бог быть Личностью? Цитата:
Ибо, "творить" - значит учить, организовывать! Сказал слово: "общий сбор!!!!" - и разрозненная толпа стала организацией(организмом) - вот что значит "Творить Словом"! Согласен, что облаченное в тело - не Абсолют, но тот, кто облачен, который может быть и вне тела, Он - Абсолют? |
Учителя, Махатмы знают гораздо больше всех нас вместе взятых. И если у нас возникают какие-либо противоречия или непонимания, то лишь в силу нашего узкого круга знаний. Хотя и была попытка автора темы систематизировать определения (сама по себе идея просто замечательная, ибо в подобном разговоре именно с нее и нужно начинать), однако она так и осталась попыткой человека, но не Бога или Бого-человека. А для того чтобы хотя бы приблизится к пониманию Истины, нужно все же быть Бого-человеком, то есть Христом. Ибо сказано же в Библии, что логика земная не от Господа. Если Учителя говорят о Боге как об Абсолюте, то вероятно подразумевают непроявленные планы Adi и Anupadaka, которые находяться выше плана Атма. Что мы знаем о непроявленных планах, чтобы говорить о Боге? Ничего! Отсюда мысль или понятие которое мы может вложить в понимание Бога - относится в лучшем случае лишь к плану Атмы. Далее не забудем, что над планами Рупа (снизу вверх) существуют планы Арупа, то есть уровни отсутствия форм. Можно себе представить дом, горы, человека, ангела - это мир форм. Но как себе представить Любовь, Мужество, Радость, Преданность, Бесстрашие? Это мир без форм. Обладает ли личность формой? И когда Рамакришна говорит о Боге как о личности, он говорит о Боге как об аспекте Любви, благодаря которому каждому человеку Бог представялется в той форме, которая ближе конкретному человеку. Тем не менее, даже если и допустить крамольную мысль что Рамакришна ошибается и он противоречит Махатмам, то его понимание Господа гораздо ближе к Истине, ибо его понимание Всевышнего практическое - что то же можно сказать и о Махатмах, в отличие от наших теоритизаций. Если и видим противоречия в словах великих людей, то лишь в силу того, что в нашем круге знаний отсуствуют элементы, способные воспринять Истину. |
Re: Может ли Бог быть Личностью? Цитата:
|
Re: Может ли Бог быть Личностью? Цитата:
Вы не ответили на предыдущий вопрос: Является ли Абсолютом то, что облачается в тело и живет в нем? |
Часовой пояс GMT +3, время: 22:58. |