Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей

Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей (http://forum.roerich.info/index.php)
-   Новости Рериховского движения (http://forum.roerich.info/forumdisplay.php?f=64)
-   -   Индия: "Твердыня Тибета" приютила Рериха (http://forum.roerich.info/showthread.php?t=11810)

Владимир Чернявский 25.12.2010 10:07

Индия: "Твердыня Тибета" приютила Рериха
 
Источник

"Твердыня Тибета" приютила Рериха





Жизнь
Николая Рериха, живописца, археолога и путешественника, столь же насыщенна событиями, сколь и загадочна. Родившись в семье российских интеллигентов, он увлекся культурой и религией Тибета, куда совершил несколько экспедиций, вместе с супругой занимался спиритизмом… Даже похоронили Рериха по индийскому обычаю: сожгли и развеяли прах с горы.
На недавней пресс-конференции министр иностранных дел Индии Соманахалли Маллайя Кришна сообщил журналистам, что в российско-индийских отношениях всегда особую роль играло наследие Рерихов. "Это символ дружбы наших стран", — подчеркнул он. Действительно, вклад семьи выдающегося русского художника Николая Рериха в культуру Индии трудно переоценить.
Николай Константинович Рерих ро*дился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года в Петер*бурге.
Окончив гимназию в 1893 году, Николай поступает на юридиче*ский факультет университета, слушает лекции на историко-филологическом факультете и одновременно учится в Акаде*мии художеств.
В 1895 году Рерих стано*вится учеником знаменитого Архипа Куинджи. Осенью 1900 года отправляется в Париж, где продолжает обучение в мастерской живописца Кормона — автора известных полотен на исторические темы, а в свободное время работает над картинами начатого еще в России "славянского цикла" ("Идолы", "Облачные девы", "Ярило" и др.).
В 1901 году Рерих возвращается в Россию, вступает в брак с юной Еленой Шапошниковой из рода знаме*нитых Голенищевых-Кутузовых.
В начале XX века в русской культуре возрастает интерес к эзотерическим традициям Востока. Супругов Рерихов привлекает индийская философия, в частности, труды Шри Рамакришны и Свами Вивекананды. В 1913 году вместе со своим другом археологом В. Голубевым Николай Константинович составляет план большой экспедиции в Индию с целью изучения древних памят*ников искусства и источников восточной философии. Но только через десять лет им наконец-то удается осуществить свою мечту.
В мае 1923 года Николай Констан*тинович, Елена Ивановна и их сыно*вья Юрий и Святослав выезжа*ют из Франции в Центральную Азию. Они осматривают храмы и памятники крупнейших индийских городов — Бомбея, Джайпура, Амбера, Агры, Дели, изучают местный быт и традиции. В дека*бре 1923 года путешест*венники из Калькутты перебираются в Дарджилинг, к самому подножию Гималаев.
В августе 1925 года Ре*рихи с караваном направ*ляются в западную часть Центральной Азии. В Ладаке посещают буддийские монастыри. В Хотане, бывшем центре средне*вековой индийской культуры, Ни*колай Константинович пишет се*рию полотен "Знаки Майтрейи" по мотивам буддийских легенд.
В Москву экспедиция возвра*щается в июне 1926 года. Оттуда путе*шественники едут на Алтай, где обследуют древние захоронения и надписи на скалах, затем через Сибирь в Монголию и Тибет. В урочище Чунар-кэн по неизве*стной причине их задерживают мест*ные власти, и участникам экспеди*ции приходится зимовать в горах, в крайне суровых условиях.
Лишь в марте 1928 года лхасское правительство выдает русским разрешение на продолжение путеше*ствия, но не по первоначально намеченному маршруту, а через малоизученную об*ласть Великих озер в районе Трансгималаев. Оттуда караван попа*дает в Южный Тибет, потом в Южные Ги*малаи, а затем наконец возвращается в Дарджилинг. К это*му периоду отно*сится серия картин Николая Рериха под названием "Твердыня Тибета".
В 1930 году семья Рерихов приезжает в селение Наггар, расположенное в Индии, в долине Кулу. Это родина знаменитых Вед, где сохранилось множество памятников древности. Кулу с ее живописной природой и мягким климатом представляется художнику идеальным местом для организа*ции Гималайского института научных исследований, при*званного занимать*ся обработкой результатов азиатских экспедиций.
С середины 20-х годов Рерих пишет серию картин "Знамена Востока", куда входят портреты великих учителей — Будды, Рамакришны, Магомета, Христа, Зороастра, Конфуция, Лао-Цзы и других. Более 600 произведений художника посвящено Восточным Гималаям и Тибету.
Со временем Николая Константиновича все сильнее тянуло на родину, в Россию. Но увы! Началась Вторая мировая война, затем сталинское правительство от*казало ему во въездной визе. Лишь весной 1947 года пришло долгожданное разрешение, и семья Рерихов начала гото*виться к отъезду. Однако в начале июля Николай Константинович тяжело заболел, и 13 декаб*ря 1947 года его не стало.
Выдающегося художника и исследователя похорони*ли по индийскому обычаю, воздав почести как одному из самых уважаемых людей страны. Тело сожгли, а прах развеяли с вершины горы. На месте кремации в долине Кулу установили памятник с надписью: "Великому русскому другу Индии".
"Николай Рерих был интеллектуальным гигантом своей эпохи и многогранной личностью, — сказал Соманахалли Маллайя Кришна. — Его сын Святослав Рерих стал всемирно признанным художником, память о котором, как и о его отце, сохраняется в Индии".
Министр иностранных дел Индии также добавил, что вместе с заместителем председателя правительства РФ Сергеем Ивановым он является сопредседателем Международного мемориального треста Рерихов. "И в Индии, и в России деятельности треста придается огромное значение, и мы надеемся вдохнуть в него новые силы", — заявил Кришна.

Ирина Шлионская


Часовой пояс GMT +3, время: 16:41.