Banned Рег-ция: 20.12.2008 Сообщения: 478 Благодарности: 72 Поблагодарили 669 раз(а) в 291 сообщениях | Мнение психолога-специалиста по ИСС Один из серьезных психотерапевтов, специалист в сфере изучения измененного состояния сознания, отлично знакомый с Учением Живой Этики и в целом с творчеством Рерихов, написал мне, после ознакомления с записями московских Тетрадей, что приходит к следующему выводу: Цитата: ЕИР можно сказать общалась сама с собой. И в моменты отсутствия мужа (а после его ухода особенно) в ее автоматических писаниях потоком сознания вылезли все человеческие подавляемые страсти, недолюбленность, жажда значимости, женского счастья и страстной любви и т.д., которые она подавляла всю жизнь. Это стандартный научный вывод психотерапевта, психоаналитика. Ее писания - миф, созданный для компенсации своей низкой самоценности на фоне мирового авторитета мужа. В лучших местах ее тексты содержат талантливый пересказ и парафраз Теософии и мировой духовной мысли в купе с известными ей передовыми достижениями науки тех лет. Благодаря обширной начитанности и эрудиции в сочетании с искренним устремлением к духовному и тонкой интуицией она создала (сама и при помощи мужа) ряд ярких символических образов ключевых понятий эзотеризма: Шамбала, Владыка Мира, Матерь Мира и т.д. Как феномен культуры и спиритуализма (в широком смысле, spirituality) она заслуживает внимания и изучения. НО, для практической эзотерики, требующей научной (и даже сверхнаучной) точности, ее писания, в плане оккультных деталей, бесполезны и даже вредны, как вводящие в заблуждение. По крайней мере, они все теперь требуют строгой проверки и доказательства. Что может спасти ситуацию с эзотерическим авторитетом ЕИР? Любые более-менее достоверные свидетельства ее реального контакта с Махатмами. И не додуманные, а по сути, мимолетные встречи в Лондоне не очень понятно с кем. А конкретное общение - в теле. Интересно, они появятся? В это же смысле теперь ставятся вопросы с артефактами. Что за камень был в посылке? Куда делся? Увы, теперь все придется подвергнуть жесточайшей проверке. Хотя, может, так давно пора было бы сделать, прежде чем сотворять себе кумиров. А у РД теперь три дороги: впасть в безумный фанатизм и культ (далее см. историю первохристиан); полное отвержение так называемого Учения, как подделки (пусть и невольной); кропотливое изучение всех обстоятельств создания Рериховского мифа, выявление рационального зерна в нем путем сопоставление его с валидными источниками и научными данными... Но боюсь для третьего пути останется слишком мало народа. | К этому я добавил бы еще один путь развития рериховского движения в ключе изучения именно творческого наследия семьи Рерихов. Рассматривать их как гениальных художников своего времени и в плане живописи и литературы, и составления этического Учения, а также как творцов мифов, с дерзанием построить новое Мировоззрение. Н.К.Рерих кстати высоко отзывался о мифотворчестве: Цитата: Саги и сказки говорят нам о героях, о чудесных строителях, о творцах добра и славы. Саги знают и лебедей белокрылых, и быстрых кречетов, и отважных орлов. Ученые разъясняют, что миф есть отображение действительности. Мифы говорят об истинных, жизненных героях, свершавших свои подвиги здесь, на земле. | Цитата: Когда великие облики доходят до вас из глубокой древности, они воспринимаются как-то особенно легко. Даже облекаясь в мифы и легенды, они становятся легко убедительными. | Цитата: Человечество должно беречь своих героев. Также должно оно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое, созидательное вдохновение. Жизнь уныла без героя. Тем ценнее, если такие герои не только имеются на страницах преданий, переходя в божественные мифы, но они оказываются посланными и в наше время. | Цитата: Тот, кто истинно понимал героев и мифы и кто временно считался мечтателем, оказывался величайшим реалистом, тогда как скептик-отрицатель по справедливости занял место “мечтателя”, поверившего или клевете, или извращенному источнику. | Цитата: Поучительно следить за движением и ростом легенд. За последнее время признали историческое значение легенд и мифов. Немало ценных археологических открытий сделано на основе изучения легенд. Где раздел между сказкой и сказанием? Где граница мечты-памятки и были? Истинная, беспредрассудочная наука разберет и оце*нит истину. | В в этом ключе мифотворчества можно оценивать и записи в Дневниках. И тогда вопрос претензий к ним снимается. Это ведь творчество, а в творчестве все возможно. |