![]() | #111 | ||
Banned Рег-ция: 07.10.2015 Сообщения: 948 Благодарности: 438 Поблагодарили 450 раз(а) в 261 сообщениях | ![]() Цитата:
К примеру, адвайта - веданта признает шесть праман (они примерно соответствуют шести праманам пурва-мимансы): пратьякша (непосредственное восприятие), анумана (логич. вывод), упамана (сравнение), артхапатти (условное предположение), анупалабдхи (заключение об отсутствии объекта на основании его невоспринимаемости), а также агама (свидетельство священных текстов). Буддийские философы признают только первые две праманы и ("условно"!) агамы(остальные включены в анумана). Понятно, что все эти источники достоверного знания служат всего лишь полезными инструментами, которые помогают человеку ориентироваться в пределах природного мира; с т.зр. адвайта - веданты ни одна из них не может иметь отношения к Атману. Ограниченность сферы действия праман становится понятной, если принять во внимание, что майя-авидъя создает не просто природный мир, но и все психические и ментальные функции. Свёртывание (нивритти) иллюзорной эволюции феноменальной Вселенной возможны лишь "в мистическом акте растворения в Брахмане", где исчезает прежнее разделение на объект, субъект и сам процесс познания. В силу такой особой природы Атмана иерархия праман в адвайта - веданте строится с учетом главенствующего положения свидетельства священного писания (агама). Понятно, что для ортодоксального брахманизма таковыми являются "шрути"(Веды). Также очевидно, что НЕпроявленное (парокша), делается явным и тем самым доступным человеческому познанию только через пратьякшу, ибо никакой логический вывод не способен "сгенерировать общие понятия". Знание о истинной реальности можно получить только с помощью ЙОГИ-ПРАТЬЯКША. Поскольку в инд. традиции йога трактовалась как развитие вполне естественных возможностей человека, большинство религ.-филос. школ признавало, что на определенных ступенях медитации йог обретает способность непосредственно (ярко и отчетливо) воспринимать то, что недоступно обычным органам чувств. Для Дигнаги йоги - пратьякша, как и др. разновидности пратьякши, лишена мысленного конструирования (в виде объяснения учителей и т.п.). В буддизме признание йоги - пратьякши в качестве праманы объясняется необходимостью обосновать всезнание Будды и узаконить тот интуитивный способ постижения истины, коррелирующий с определенным медитативным состоянием, с помощью которого основатель буддизма "открыл" свою Дхарму (учение). По Дхармакирти, йоги - пратьякша появляется в результате предельной интенсификации концентрации сознания (бхавана), отличается четкостью и яркостью, лишена мысленных конструкций (кальпана) и направлена на истинносущий объект - Четыре благородные истины. Таким образом, источником знания об истинной реальности является именно йоги - пратьякша, а не любая (другая) пратьякша! (от контакта индрий (органов чувств) с объектами на физ. плане). Последний раз редактировалось Андрей Вл., 06.07.2016 в 21:14. | ||
![]() |
|