Старый 15.05.2016, 21:42   #2
Речник
 
Аватар для Речник
 
Рег-ция: 16.12.2013
Адрес: С-Пб
Сообщения: 4,884
Благодарности: 866
Поблагодарили 1,695 раз(а) в 1,143 сообщениях
По умолчанию Ответ: Иерархия, 103. Видеть человека без злотолкования

Александр Берзин
Важность понимания перерождения в контексте ламрима.
В учении ламрима говорится о трёх уровнях мотивации на пути:
1. Первый уровень мотивации – стремление к благоприятному перерождению. Если мы не верим, что перерождение существует, зачем нам стремиться к лучшему перерождению? Это бессмысленно.
2. На втором уровне мы стремимся к освобождению. К освобождению от чего? От вынужденного круговорота перерождений. Поэтому, если мы не верим в перерождение, с чего бы нам хотеть от него освободиться? Это вообще не было бы для нас проблемой.
3. На продвинутом уровне мотивации мы стремимся стать буддой, чтобы иметь возможность помочь всем остальным преодолеть неуправляемый круговорот перерождений, освободиться. Именно так об этом говорится в учении. И здесь мы не захотели бы помогать всем освобождаться, если бы не верили в перерождения.

Убеждённость в перерождении нужна для осознания важности драгоценной человеческой жизни.
Итак, нам нужно понять, почему так важно работать над собой с точки зрения перерождения. Во-первых, зачем нам более благоприятное перерождение? В буддизме не говорится о перерождении в раю, где всё будет прекрасно и мы обретём вечное счастье. С буддийской точки зрения цель обретения лучшего перерождения не в этом. Скорее, мы работаем над собой, чтобы развиваться – преодолевать наши проблемы и заблуждения, раскрывать наш потенциал – а это очень долгий процесс. Вероятно, мы не завершим это дело в текущей жизни, но мы хотим его продолжить. Это не соревнование, и мы не просто хотим узнать, сколько мы сможем пробежать, прежде чем упадём замертво. Мы хотим достичь цели. …
Убеждённость в перерождении нужна для понимания кармы.
Следующий аргумент в пользу мышления в категориях перерождения касается правильного понимания кармы. Во-первых, нам нужно думать о благоприятных перерождениях, чтобы суметь продолжить путь, если мы не закончим его в этой жизни. А второй аргумент – это нужно для понимания кармы, потому что многие наши действия не созревают в этой жизни. Пример, который мы разбирали в прошлый раз: мы очень старательно делаем практику, каждый день медитируем, делаем простирания и так далее, а потом умираем от рака. Можно глубоко разочароваться, если ожидать, что все действия обязательно принесут плоды в этой жизни. …
Убеждённость в перерождении нужна для беспристрастия.
Далее, если мыслить в рамках этой жизни, мы склонны отождествлять себя со своим положением: я молод, я стар, я мужчина, я женщина, я мексиканец, я немец, я африканец. Мы склонны отождествляться со своей ситуацией, и нам не так легко сопереживать тем, чьи обстоятельства отличаются. Мы часто думаем: «По-настоящему близко я могу общаться только с другими мексиканцами или с людьми моей веры», «Мне легче сходиться с людьми того же возраста или того же пола». Совершенно неудивительно, что люди так думают.
Но принимая во внимание перерождения, мы уже побывали во всех возрастах: когда-то мы были молоды, когда-то были пожилыми. Мы уже были и мужчинами, и женщинами разных национальностей, бывали в других формах жизни – не всегда человеческих. Благодаря гораздо более широкому представлению о себе, нам намного легче развивать сострадание к тем, кто находится в ситуациях, отличных от нашей нынешней. Мы больше не определяем себя строго через то, что мы есть сейчас, считая это нашей плотной идентичностью. То, что мы рождались в разнообразных формах жизни, помогает нам понять учения о пустотности – об отсутствии плотной, постоянной идентичности.
Убеждённость в перерождении нужна для понимания природы ума.
Следующий пункт наших размышлений о перерождении касается безначальности ума. Для понимания того, что такое ум, в чём его причина, и для понимания пустотности ума (того, что он не существует невозможным образом), нам нужно понимать концепцию перерождения. Если думать, что ум существует только одну жизнь, возникает проблема, связанная с причиной его существования. А это отражается на понимании пустотности, способа существования ума.
По всем этим многочисленным причинам понимать буддийское объяснение перерождений действительно необходимо для полного понимания буддизма, несмотря на то что на Западе некоторые преподают Дхарму-лайт. …
Так как нам нужно понять именно буддийскую точку зрения, исключим всё, что ею не является:
• В буддизме не говорится, что перерождается постоянная душа, которая покидает одно тело и вселяется в другое. Это не буддийское понимание.
• Также не буддийское понимание – что высшее существо преподаёт нам уроки, как будто сдаёт игральные карты. Как только урок выучен, наступает лучшее перерождение, и перерождение в каждой ситуации будет повторяться, пока мы не выучим урок. В такой теории подразумевается, что перерождения становятся всё лучше и лучше: выучив один урок, вы переходите в более высокое состояние и получаете следующий. Это совсем не буддийское понимание.
• Речь также не о том, что есть всего одна жизнь после смерти: после этой жизни происходит одно перерождение, в котором мы живём вечно (вне зависимости от того, существует ли перед этим чистилище). Это тоже не буддийское понимание.
Ум.
Вот что нам необходимо понять, работая над темой перерождения. Мы рассматриваем поток ума, у которого отсутствуют начало и конец. Сейчас мы говорим не о вынужденном круговороте перерождения, сансаре. У неё нет начала, но есть конец. Мы говорим о потоке ума, который выходит за рамки сансары. Ум продолжается даже после освобождения от сансары: у него нет начала и нет конца.
Чтобы это понять, нужно разобраться, что в буддизме подразумевается под умом. У чего нет начала и конца? Коротко говоря, в буддизме под умом мы понимаем познающую умственную деятельность. Здесь речь идёт о познании – а не о знании, – о познании как о деятельности, о непрерывном процессе. Мы воспринимаем пробуждение, события дня, сон, мечты, смерть. Все мысли, всё увиденное и услышанное познаётся. И это познание:
• Индивидуально: это моё восприятие, а не ваше.
• Субъективно: я познаю со своей перспективы.
• Непрерывно: когда я засыпаю, то не перестаю познавать, а воспринимаю сон.
Вот что мы имеем в виду, говоря о потоке. Это континуум индивидуального, субъективного познания. Это не накопление опыта, а, скорее, активный процесс восприятия. Вот что продолжается без начала и конца: индивидуальное, субъективное познание, и их множество – бесчисленное количество этих личных, субъективных потоков восприятия. …
Возможно ли абсолютное начало или окончание потока ума?
Следующий вопрос касательно индивидуального и субъективного познания, которое продолжается каждый момент наших жизней:
• Оно возникает из ничего и заканчивается ничем? Оно просто возникает из ниоткуда и исчезает, не оставляя следа?
• Было ли у него абсолютное начало, прежде которого его совсем не существовало?
• Когда мы умрём, наступит ли его полное прекращение, после которого не будет ничего?
Если сознание не пришло к нам от наших родителей или кого-либо другого, значит, оно появилось из ничего? Возможно ли такое начало? В этом тоже нет смысла. …
Получается, единственный логичный вывод в том, что первый момент субъективного познания на базе этого физического тела – это продолжение предыдущего момента индивидуального, субъективного познания ещё не на базе этого тела. Таков предшествующий момент того же самого индивидуального, субъективного познания. Так же с моментом смерти: единственный логичный вариант – возникновение следующего момента потока того же самого индивидуального и субъективного познания. Почему? Потому что и в первый, и в последний момент жизни присутствует навязчивый импульс продолжать существование. Закон причины и следствия не имел бы смысла, если бы он действовал в течение всей жизни, но не касался первого и последнего её моментов. Это инстинкт самосохранения. …
Подведение итогов.
Есть разница между тем, чтобы иметь постоянную идентичность и существовать как индивидуум. Я – это не вы. Мой процесс познания – это не процесс познания моих родителей. Он индивидуален. Проходят миллиарды жизней, в которых за индивидуальным познанием не закреплено состояние человека, мужчины, женщины, … но всё же оно индивидуально. В каком теле проходит каждая конкретная жизнь, зависит от кармы, от ваших действий, от того, как вы используете ваше восприятие.
Что же переходит в следующую жизнь, если говорить о буддийском понимании перерождения? Из жизни в жизнь продолжается это индивидуальное, субъективное познание, и ему присвоен условный ярлык «я», чтобы упорядочить и обозначить его. Познание связано с кармическими потенциалами, склонностями и привычками. Они также продолжаются.
Дополнение из учения о перерождении ануттарайога-тантры.
В высшей тантре объясняется, что восприятие может происходить на разных уровнях. Существует тончайший уровень познания, который иногда называют умом ясного света, и тончайшая энергия, на которую опирается это познание. Вот что продолжается из жизни в жизнь. Тончайшее сознание и его опора, тончайшая энергия, обладает индивидуальностью, и мы можем считать их условным «я». Именно это продолжается, не имея ни начала, ни конца.
Сознанию сопутствует также не имеющее начала заблуждение, а вместе с ним – кармические потенциалы, склонности и привычки. Эти кармические явления возникают из-за заблуждения. И хотя у заблуждения, кармических потенциалов, склонностей и привычек нет начала, у них может быть конец. Их можно отбросить, так как явления можно познавать с пониманием реальности, что прямо противоположно их восприятию с заблуждением. То есть, хотя заблуждение было с нами всегда, мы можем от него избавиться так, что оно не вернётся.
У неуправляемого круговорота перерождений, обусловленного заблуждением и кармой, нет начала, но может быть конец. Но что касается потока ума в целом, он продолжается и после просветления, когда мы свободны от заблуждения и кармы.
Выводы.
С точки зрения безначального и бесконечного, индивидуального и субъективного потока познания, если мы не успеем преодолеть все заблуждения за эту короткую жизнь, то, учитывая, что поток ума продолжится, конечно, мы захотим обеспечить себе лучшие условия для продолжения работы в этом направлении. Если мы хотя бы концептуально представим всю последовательность наших многочисленных жизней, смысл всех учений о карме в том, что всё воспринимаемое нами (мир, в котором мы переродились, и прочие условия) индивидуально и обусловлено кармой и нашими прошлыми поступками. Это следствие наших многочисленных прошлых жизней и созданных кармических потенциалов.
Речник вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх