14.04.2016, 18:51 | #66 | ||
Banned Рег-ция: 07.10.2015 Сообщения: 948 Благодарности: 438 Поблагодарили 450 раз(а) в 261 сообщениях | Ответ: Три аспекта Беспредельности Цитата:
Хочется заметить, что перевод "шуньята" как "пустота", это только один из возможных вариантов перевода. Соответственно, крайне опрометчиво начинать выстраивать концепции не ознакомившись с дефинициями термина, что неизбежно ведёт к ошибкам, но ещё хуже оперировать термином "пустота" в его общераспространённом значении! Этого трудно избежать, т.к. для "российско-европейского менталитета" пустота является синонимом "отсутствия", но смысл "шуньяты" не в этом! Первоначально этот термин употреблялся для обозначения отсутствия "я", или "самости", у личности и у явлений. С появлением сутр праджняпарамиты и произведения Нагарджуны "Муламадхьямака-карики" шуньята становится центральной категорией философии махаяны. "Все явления пусты, не имеют независимого самобытия". Именно в этом смысле все явления "пусты" от "самобытия", следовательно, зависимы, поэтому пустота понимается последователями сарвастивады и Нагарджуной как "взаимозависимое возникновение" (санскр.: пратитья-самутпада). Стараясь подчеркнуть этот смысл, Ф. И. Щербатской переводил термин шуньята, как "относительность". В Тибете в XI в. была предпринята попытка альтернативного, мистического понимания положительной "пустоты другого" (тиб.: шентонг) как своего рода Абсолюта – в отличие от принципиально неонтологизируемой шуньяты. Нагарджуны и Чандракирти. Последователи этой доктрины стали называть апофатическую интерпретацию шуньяты в мадхьямака-прасангике Чандракирти "самопустотой" (тиб.: рангтонг), и критиковать такое понимание за "нигилизм" – отрицание абсолютной реальности (которого в действительности у Чандракирти не было). "Классические мадхьямики", в свою очередь, указывали, что шентонг ничем не отличается от Атмана веданты, отвергнутого Буддой. Крайности философской полемики послужили одной из причин запрета в Тибете при V Далай-ламе школы Джонанг-па, пропагандировавшей "пустоту другого". Но в XIX – XX в. доктрина "пустоты другого" получила новую жизнь в тибетском экуменическом движении Риме. Некоторые авторы предлагают считать эти две трактовки шуньяты взаимно дополнительными, а не взаимоисключающими. Можно отметить также, что в некоторых текстах ваджраяны слово "шунья" имеет значение, относящееся не к мадхьямаке, а к определённым этапам йогического опыта. В устах Нагарджуны это звучит так: Здешнюю зависимость или причинность (отдельных вещей) Мы называем миром феноменальным; Но это же самое называется нирваной, Если абстрагироваться от причинности. Эта на первый взгляд отвлеченная философская формула несет в себе одновременно вполне конкретное религиозное содержание, которое может быть сформулировано следующим образом: постигший относительность тем самым избавляется от нее, иными словами, постигший "пустоту" феноменального бытия становится "причастным" бытию абсолюта, т.е. Будды в его космическом теле (Дхармакайе). Таким образом, Будда в Дхармакайе является единственной реальностью в системе всеобщей относительности Нагарджуны, единственной реальностью, сублимирующей сознание, сбрасывающее с себя покровы феноменального бытия. Однако Нагарджуна пришел к выводу, что логически обосновать эту единственную реальность невозможно, что она лежит за пределами формально-логических методов исследования, что она доступна только мистической интуиции. | ||
|