Старый 25.05.2013, 21:46   #5
Panzer.Tolik
 
Рег-ция: 10.03.2011
Сообщения: 2,132
Благодарности: 187
Поблагодарили 303 раз(а) в 235 сообщениях
По умолчанию Ответ: Одержимость своим умом

цитата из книги Великие йогини. Женщины в буддизме (я сейчас как раз ее читаю):

Цитата:
Для того чтобы понять пять дакинь мудрости, мы должны вернуться к начальному, основному разделению. Это разделение мира на "я" и "другие". Здесь лежит начало всех импульсов нашего эго. Эго видит весь мир дуалистически, разделяя его на две области, одна из которых называется "здесь", и к ней относятся "я" и "мое", тогда как другая называется "там", и в ней находятся "другие" и "их". Стена, воздвигнутая между внутренним и внешним пространствами, приводит к бесконечной борьбе. И обычный поиск счастья и успокоения состоит в попытке преодолеть эту преграду, присвоив себе все существующее. Но беда в том, что чем больше эго пытается овладеть ситуацией, тем прочнее становится воздвигнутое им самим препятствие. В этой борьбе эго полностью теряет все свои ориентиры, что и является истинной причиной страдания.

Вслед за созданием такого барьера между внутренним и внешним эго вынуждено высылать наружу что-то вроде разведчиков, чтобы решить, что является для него полезным, как расширить свою территорию, что несет в себе угрозу, а что является просто безразличным и неинтересным. "Разведчики" сообщают в "центральный штаб" результаты своих наблюдений, и в качестве реакции на эти сообщения возникают так называемые три яда: вожделение (привязанность к тому, что полезно или приятно), агрессия (по отношению к тому, что видится вредным и пугающим) и равнодушие или неведение (по отношению к тому, что с точки зрения эго является бесполезным). Эти основные яды преобразуются в некоторую множественность, и мы впадаем в процесс рассудочного различения, за которым следует систематизация результатов чувственного опыта, приводящая к возникновению более сложных форм первичных трех ядов. Все это заканчивается созданием нереального фантастического мира, организованного вокруг эго. На этих реакциях основана вся жизнь индивидуума, в которой одно является следствием другого. Именно это называется в буддизме кармической цепью. Все в целом становится настолько сложным, что эго в конце концов просто перестает ориентироваться в хитросплетении всех сюжетных линий, порожденных первичным разделением. Основа всех страданий и неврозов состоит в том, что эго постоянно пыта¬ется контролировать захваченную территорию и защищаться от внешних воздействий, которые являются порождением его собственной фантазии. Медитативная практика замедляет стереотипные реакции, и в успокоенном внутреннем мире вещи начинают быть видимы несколько более ясно.

Когда усилия эго по защите своего мира ослабевают, основополагающие энергии индивидуума могут наконец восси¬ять в нем как мудрость. Проявление этой мудрости будет различным в зависимости от индивидуальных особенностей, и потому мы можем говорить о пяти семействах будд. Далеко не каждый человек полностью подходит под одну из катего¬рий, и большинство людей представляют собой сочетание не¬скольких семейств. Они называются семействами Ваджра (не-разрушимого драгоценного камня), Будды, Ратны (драгоценности), Падмы (лотоса) и Кармы (действия). По сути — это пять фундаментальных энергетических потоков, проявляющихся в любом феноменальном опыте.
Примерно о том же говорится во второй главе Йога-сутры Патанджали

Цитата:
Глава вторая САДХАНАПАДА, ИЛИ О ДУХОВНОМ УЧЕНИЧЕСТВЕ
1. Аскетизм, изучение священных текстов и посвящение поступков Ишваре составляют йоговскую дисциплину.
2. Йоговская дисциплина практикуется с целью достижения самадхи и устранения причин страданий (клеши).
3. Пять причин страданий - это невежество, эгоизм, привязанность, отвращение, и желание жизни.
4. Невежество (авидья) - питательная среда для всех других - спящих или ослабленных, чередующихся или действующих в полную силу.
5. Невежество (авидья) - это принятие невечного, нечистого, злого, не-Атмана, за вечное, чистое, доброе, Атман.
6. Эгоизм есть отождествление способности познания с инструментом познания.
7. Привязанность (рага) - это влечение к тому, что приносит удовольствие.
8. Отвращение - это стремление избежать то, что приносит несчастье.
9. Бесконечная жажда жизни обладает такой силой, что усваивается даже мудрыми.
10. Эти тонкие (причины страданий) должны быть устранены путем развития их противоположностей.
11. Активные (причины страданий) должны быть уничтожены медитацией...
Привязанность к жизни здесь можно рассматривать, как страх смерти, вызванный невежеством - незнанием или непамятованием о своем бессмертии.

Привязаненность и отвращение (к объектам или ситуациям) - это уже результат действия эгоизма, которому что-то нравится, а что-то нет, как в предыдущей цитате. И это также вызвано невежеством, только в данном случае причина - разделение на Я и Не-Я.

...Как избежать одержимости разумом? нужно заставить его замолчать. В некоторых современных источниках это называется "прекращение внутреннего диалога", а в ведической литературе можно вспомнить "читта вритти ниродха" у того же Патанджали. Мне понравился комментарий Айенгара из Йога Дипика. Прояснение йоги.:

Цитата:
В Катха Упанишаде йога описывается так: "Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений".

Патанджали характеризует йогу во втором афоризме первой главы своих Йога Сутр словами "читта вритти ниродха", что можно перевести как "сдерживание (ниродха) колебаний (вритти) ума (читта)", либо как "подавление (ниродха) флуктуаций (вритти) сознания (читта)". Слово "читта" означает ум в общем или собирательном смысле и включает три категории: (а) ум (манас, т.е. индивидуальный ум, обладающий спосособностями и возможностями внимания, выбора и отвержения; это колеблющаяся, нерешительная часть ума), (б) разум или рассудок (буддхи, т.е. состояние принятия решения, устанавливающее различия между предметами) и (в) эго (ахамкара, буквально "создающее себя", т.е. состояние утверждения: "Я знаю").

Слово "вритти" образовано от санскритского корня "врит" - поворачиваться, вращаться, катиться. Оно означает ход действия, поведение, способ существования, условие или ментальное состояние. Йога - это метод успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно могучей реке, которая при разумно устроенных плотинах и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий обильную энергию для промышленности, ум, когда находится под контролем, аккумулирует покой и порождает обильную энергию для духовного роста человека.

Последний раз редактировалось Panzer.Tolik, 25.05.2013 в 21:52.
Panzer.Tolik вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Развернуть/свернуть список спасибок (1)