Старый 12.08.2012, 15:29   #400
Людмила Матвеева
 
Аватар для Людмила Матвеева
 
Рег-ция: 09.07.2012
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщения: 682
Благодарности: 208
Поблагодарили 165 раз(а) в 122 сообщениях
По умолчанию Ответ: Гармония двух Начал. Как этого достичь?

Перикл и Аспазия


В своем творческом содружестве Аспазия и Перикл являли спаянную батарею для всей строительной культуры Эллады.

Р. Рудзитис. Аспазия Милетская и Перикл

Перикл (ок. 490 - 429 гг. до н. э.) - знаменитый стратег времен Афинской Демократии, законодатель-реформатор, инициатор храмового строительства был мудрейшим правителем Греции, покровителем философии и искусства. Рядом с Периклом жили и творили крупнейший греческий философ Анаксагор, величайший скульптор Фидий и легендарная женщина Аспазия.

В доме у Перикла собирались философы, историки, писатели, известные архитекторы и многие другие светила духа Эллады. "Наряду с мужчинами среди гостей в доме Перикла бывала его будущая жена. Разве это уже не обозначило известного переворота в общественном мнении? Ведь женщина осмелилась покинуть темницу своего дома и появиться в доме государственного деятеля, в котором сосредоточилось сознание всего народа. Появилась как нежный оплот замыслов мужчины и его соратница. Круг друзей Перикла напоминает нам двор императора Индии Акбара, который также собирал выдающихся поэтов, мыслителей и художников своего времени.

Душой общества этих прекрасных людей была Аспазия, выдающаяся женшина среди выдающихся мужчин, одаренная лучезарной красотой, высоко развитым умом, непревзойденными способностями в красноречии, бесконечно отзывчивым огненным сердцем. Она действительно была первой во всех отношениях. Возможно, при деятельном участии Аспазии и, может быть, даже под ее руководством происходили живые и одухотворенные беседы, где сверкали остроумие, красота и топкость мысли, захватывающие воображение. Говорили о политике, философии, искусстве, обсуждали проблемы семьи, брака и образования. Затрагивали также научные истины; мелькали в разговорах угадываемые основы космического мироустройства.

Аспазия была духовной матерью кружка. Ласковым словом участия она ободряла молодые таланты, давала сердечную поддержку и утверждала духовные устремления друзей.

"Рассказывают, что Перикл полюбил Аспазию за ее ум и политические способности, - говорит свидетель античного мира Плутарх, - ее благосклонностью пользовался и Сократ со своими друзьями. Чужие люди приводили к ней своих жен, чтобы те слушали ее разговор".

В своем творческом содружестве Аспазия и Перикл являли спаянную батарею для всей строительной культуры Эллады.

Внеся новый тон высокого напряжения в дом Перикла, во двор правителя Афин, Аспазия создала ему счастливую семейную жизнь. В их отношениях царили простота и воздержанность. Ничего лишнего, никакой роскоши, экономия средств и энергии, чтобы больше оставалось для народа. Показательно упоминание Плутарха о том, что Перикл, приняв управление государством, отказался от всех личных развлечений и пиров, которые в то время были в моде. Он знал только одну дорогу в городе Афины: дорогу, ведущую в государственный совет. Вся его жизнь была служением. Служение было величайшей радостью для них обоих. Аспазия являлась истинным другом жизни для Перикла, советником, который активно участвовал в его самых священных делах, вдохновлял и поддерживал в тяжелом, но героическом труде строительства.

Это классический пример гармоничной духовной дружбы, пламенных высоких устремлений и интересов. Взаимное воодушевление, обоюдное участие в замыслах и осуществление их. Сердечное единение двух великих начал поистине может творить чудеса. И таким чудом была культура Эллады - свидетельство несравненного расцвета Афин времени правления Перикла. Только два таких неземных магнита, прямо или косвенно, смогли притянуть к себе и других гигантов духа, собрать вокруг себя сокровища мысли и таланта.

О роли, которая выпала именно Аспазии в замыслах и реализации всех намерений Перикла, история, понятно, умалчивает, ибо всегда, во все времена женщина-вдохновительница робко скрывалась за славой мужчины-созидателя. Правда, упоминают о влиянии Аспазии также и на политическую жизнь того времени, считая, например, что она была причиной так называемой самийской войны. Остров Самое воевал с родным городом Аспазии Милетом. Возможно, Перикл, побуждаемый Аспазией, велел самийцам прекратить войну, но тогда начался конфликт самийцев с Афинами. Но ведь об этом говорили враги Аспазии.

Полагают, что Перикл доверил Аспазии надзор за делами образования. Тогда начальное образование было обязательным для всех граждан, то есть для мальчиков. Аспазия больше всего заботилась о поддержке духовных устремлений и распространении образования среди женщин. Таким образом, и домашнее обучение девочек все больше стало приравниваться к обучению мальчиков в школе.

Аспазия, можно сказать, освободила женщину и духовно. Под ее влиянием жизнь женщин в Афинах поднялась на более высокий уровень.

Перикл правил Афинами огненным духом истинного посвященного Богом владыки. Результатом его деятельности было то, что не только народным массам, но даже рабам в демократических Афинах жилось лучше, нежели где бы то ни было в другом месте. С другой стороны, Перикл достиг единения и согласия между гражданами.

"Всякая партийная борьба в Афинах была прекращена, - характеризует это время Плутарх. - Согласие и полное созвучие царили среди граждан. Перикл стал хозяином как в Афинах, так и над всем государственным имуществом Афин: доходами, войском, островами и морями"" (Рудзитис Р. Аспазия Милетская и Перикл./Мир Огненный, № 3,1998.

Отношения Перикла и Аспазии были пронизаны самым высоким чувством любви, но несовершенные законы общества ставили на их пути препятствия. Аспазия родилась в греческом городе Милете и происходила из семьи не аристократической, а купеческой. К тому же она не была афинянкой, что делало ее брак с Периклом незаконным: их дети не могли быть свободными гражданами Афин.

Однако, несмотря на все это, Перикл женился на Аспазии. Своим браком великий вождь хотел показать равноправие женщины и мужчины и поднять ее на должную ступень в государстве. В Греции этого периода все женщины, за исключением гетер, были спрятаны в домах от глаз посторонних мужчин. Они не имели права голоса, не могли защитить себя в суде, не участвовали в диспутах, в то время как Аспазия, обладая острым умом, часто вела глубокие беседы с философами и учеными, тем самым подчеркивая, что умственный статус женского начала ни в коей мере не уступает мужскому.

Е. И. Рерих писала об Аспазии: "Вспомним и древние времена, несмотря на то, что мужской эгоизм всегда старался затушевать женские достижения, все же находились светлые умы, которые не поддавались этой постыдной слабости. К слову вспомним и оклеветанный облик Аспазии. Сократ называл ее своим учителем, и великий Платон достойно помянул ее в своих сочинениях" (П 2, с. 295).

И все же судьба Перикла и Аспазии, этих легендарных личностей, оказалась трагичной. Таков закон нашего физического мира, ибо свет, принесенный из высших сфер, соприкасаясь с плотной материей, всегда находит здесь сопротивление: гонители истины пытаются его угасить всеми средствами. Отсюда преследования, издевательства и трагическая смерть подвижников всех времен и народов.

Во время суда над Аспазией ее защищал сам Перикл. Обвинение, выдвинутое неутомимым врагом Перикла Гермиппом, заключалось в следующем: "Аспазия, дочь Аксиоха, виновна в безбожии и сводничестве, в ее доме свободнорожденные замужние женщины встречаются с Периклом".

Дело Аспазии потрясло вождя. Между тем, обвинения против нее нельзя было принимать всерьез. В чем, например, заключалось ее "безбожие"? Не в том ли, что она дружила с Анаксагором? А может быть, в том, что нескольких своих дочерей назвала именами муз? Что касается обвинения в аморальном поведении, то это было обоюдоострое оружие, ибо им поражались не только Аспазия, но и все женщины, посещавшие ее дом, а также их мужья. И хотя обвинения с Аспазии были сняты, все же враги Перикла стали утверждать, что вождь теряет влияние и с трудом защитил свою жену.

"Аспазия была свободна, но посылка врагами ядовитых стрел не прекращалась. И хотя оба супруга поднимались над всей клеветой, от кощунства вновь и вновь болело сердце. Кажется, не об одной женщине в мире не распространяли так много лжи, как об этом возвышенном духе" (Рудзитис Р. Аспазия Милетская и Перикл. / Мир Огненный, № 3, 1998.

В этот период шла братоубийственная война со спартанцами. Кроме того, в Афинах начался голод и неожиданно появилась чума. Чем шире распространялись бедствия и эпидемии, тем быстрее убывал и авторитет главы правительства Афин. С кровоточащей душой он старался успокаивать народ, поднимать его безнадежное сознание, но его слова уже не затрагивали сердец. В 430 г. до н. э. Перикла больше не выбрали стратегом. Его, самого бескорыстного гражданина Афинского государства, обвинили в том, что он неправильно использовал государственные средства, и назначили большое денежное взыскание.

"Был день, когда глашатай от имени старейшин оповещал афинян, чтобы под страхом изгнания никто не смел произносить имен Перикла, Анаксагора, Аспазии, Фидия и их друзей. Чернь, наученная старейшинами, требовала уничтожения Зевса Олимпийского, крича, что это изваяние напоминает им ненавистного Фидия. Если имена обвиняемых встречались на их рукописях, напуганные граждане спешили сжечь их, хотя бы это было ценнейшим произведением. Осторожные избегали проходить мимо домов названных людей. Льстецы торопились писать эпиграммы, в которых под обидными словами изображали крушение Перикла. Анаксагор изображался в виде осла, кричащего на площади. Знаете о смерти Сократа.

Мыслитель говорил: "Знаем имена Перикла, Анаксагора, Аспазии и Фидия, но не знаем покушавшихся на них. Будем думать, что этот позор человечества произошел в последний раз, но такая дума будет лишь мечтой. ...

Фидий ввержен был в темницу, тем самым человечество ввергло себя во тьму. Люди будут изумляться своей жестокой судьбе, но разве не они сами заслужили ее?"" (Н, § 197).

"Иногда даже крупнейшие деятели кончали слабоумием. Можно тому указать исторические примеры. Люди совершенно не могут понять, что ум великий может както испариться. Врачи приписывают такое явление некоторым болезням или переутомлению под давлением необычных работ, но, как всегда, при этом забывают главную причину.

Деятель, особо выдающийся, подвергается неимоверным нападениям. Не следует думать, что такие бесчисленные злобные стрелы не приносят вреда. Они не только наносят психические ранения, но, пересекая ауру, они производят несносные вибрации. При защитных ударах происходит ярая битва, но центр ее остается как бы в смерче....

Мыслитель говорил: "Великий отец народа Перикл был расстрелян ядовитыми стрелами. Он не прикрылся щитом, хотя щит есть необходимая часть вооружения"" (Н, § 475).

Вскоре Перикл опять встал во главе Афин. Казалось, народ сожалел о своем несправедливом поведении по отношению к своему вождю. Надо было все-таки признать, что государству присутствие духа Перикла абсолютно необходимо. Народ видел также, что те личности, которые были избраны на его место, оказались недостойны этого и не могли обеспечить порядка в государстве.

В 429 г. и сам Перикл стал жертвой эпидемии. Его психическая энергия, видимо, была уже исчерпана. Беспощадные нападения вампирствующих масс противников, острые душевные страдания и безмерная тяжесть сознания ответственности привели Перикла к полному нервному расстройству.

"Перикл был снова признан, когда люди довели его до слабоумия. Лишь в таком состоянии сограждане могли признать его равным себе" (Н, § 222).

"Аспазия, последняя из старшей плеяды великанов духа, осталась совершенно одна. Самый дорогой ее сердцу человек ушел по тому пути, по которому отправились и ее великие друзья; далекий потусторонний мир скрыл огненного титана, который, наверное, и там не перестал пламенеть во благо человечества.

По свидетельству историка Диадора, Аспазия жила потом в Аттике, может быть, где-нибудь в деревне, среди священной сияющей, солнцем залитой природы Греции. Историк Диадор упоминает о том, что Аспазия умерла и похоронена в Аттике (это мог быть 425 г. до н. э.) С большим благоговением отзывались о ней в своих произведениях многие ученики Сократа. До нашего времени не сохранились изображения этой выдающейся женщины, хотя духовные облики ее и Перикла до сих пор вдохновляют многих служителей искусства" (Рудзитис Р. Аспазия Милетская и Перикл./Мир Огненный, № 3, 1998.

"Агни Йога о взаимодействии Начал"
Киев Содружество "Сердце" 1999
__________________
Господь твой, живи!
Людмила Матвеева вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх