Ответы Д. Энтина:
Цитата:
Давал ли МРН издательству Сфера разрешение на публикацию дневников Е.И.Р. Если да, то в какой форме было дано такое разрешение и на основании чего? |
Нет. Ситуация развивалась следующим образом. Один из редакторов Сферы хотел посмотреть на дневники, и я поехал с ним для этого в Амхерст. Сотрудники Амхерста вели себя очень любезно и дружелюбно. Когда у редактора оформилась идея издать эти книги, он написал Библиотекарю, который заведовал Библиотекой Особых Коллекций, где хранились дневники, и попросил разрешения опубликовать их фрагменты. Библиотекарь выдал ему письмо с разрешением. Я это письмо видел, так что знаю, что оно реально существовало. Позднее, когда адвокатам Амхерста пришло агрессивное письмо из Москвы, требующее сообщить выдавали ли они когда-либо разрешение, адвокаты рекомендовали университету ответить отрицательно. Они не хотели ввязываться в дорогостоящие судебные разбирательства с Россией. И так начались судебные дела на эту тему в Москве, которые Сфера на самом деле выиграла, хотя обвинители и отказываются это признавать.
Цитата:
Если МРН давал разрешение издательству сфера на публикацию Дневников Е.И.Р, то на каких условиях это было сделано? То есть, получил ли МРН какой-либо гонорар за разрешение этой публикации или МРН получал свой процент от продажи книг? |
Нет, Музей не давал разрешения, поскольку не владел дневниками. И никто никогда не получил дохода от продажи этих книг.
Цитата:
Как Вы оцениваете книги Алисы Бейли и Элизабет К. Профит? |
Елена Рерих лично запретила нам отвечать на подобные вопросы и велела никогда не высказывать свое мнение о других учителях и учениях. Извините!
Цитата:
У каждого учреждения есть Устав, а также «Заявление о Миссии», которые регистрируются государством и определяют цели и главные задачи учреждения. ... Можно ли где-то увидеть и прочитать эти документы? Можно и на английском языке. |
Да, я могу их отыскать, это не секретные документы, а открытые для общественности. Поскольку мы не облагаемся налогами, любой американский гражданин может иметь доступ к нашим официальным документам, финансовым отчетам и т.д. Но у нас никто никогда их не запрашивал.
Цитата:
Были при жизни Н.К.Рериха в НЙ Музее в первоначальных помещениях картины С.Н.Рериха? И если они были – то куда были размещены позднее, в конце сороковых, после ухода Н.К.? |
Это хороший вопрос. Не забывайте, что Светослав был очень молод в ранние годы музея. Я видел много фотографий стен старого музея, и не могу припомнить ни одной картины Светослава на тех фотографиях. После того, как он переехал в Индию, его картины, естественно, хранились там. Конечно, еще были картины в частных коллекциях.
Цитата:
В нынешнем здании Музея после сороковых годов уже не было никогда в экспозиции картин С.Н.Рериха, кроме портрета Н.К.Рериха работы С.Н.Рериха, не принадлежавшей Музею и позднее подаренной коллекции Кэтрин Кэмпбелл,которая всегда была в запасниках и ни разу не выставлялась? |
Вы забываете о двух знаменитых портретах кисти С.Н.Р.: его отца, стоящего рядом с Гуга Чоханом, и его матери, сидящей за столом. Оба они были выставлены здесь еще за многие годы до того как я пришел сюда, и все еще здесь.
Цитата:
Скажите, имеет ли какое-то значение – кому именно могут быть проданы картины?Допустим, Вы узнаёте, что картины С.Н.Рериха может купить какой-нибудь частный коллекционер, который будет хранить картины в закрытой частной коллекции без доступа общественности. Картины могут быть проданы на таких условиях или нет?Вот как сейчас картина С.Н.Рериха с портретом Н.К.Рериха навсегда останется в неизвестных частных руках и никогда не будет возможности его теперь увидеть? |
Еще раз, я предлагаю вам прочесть статьи Н.К.Р. восхваляющие частных коллекционеров, и его статью “О Свободе Вещей”. Ваше отношение к этому вопросу отличается от отношения самого Н.К. к покупке и продаже его картин. Он гордился возможностью продавать картины коллекционерам, и, как я уже писал, хранил тщательно составленные списки всего, что он продавал, имен покупателей, и, конечно, цен.
Мы бы предпочли, чтобы эти картины оказались в учреждении, которое хранило бы их как единую коллекцию, и выставляло бы их для просмотра. Возможно, лучшее место для них был бы МЦР. Но МЦР предпочитает нападать на меня за попытку продажи картин (хотя их продаю не я лично, а Музей), нежели приобрести эту прекрасную коллекцию.
Цитата:
И также - это будет продажа частной коллекции или картины будут продаваться из коллекции отдельно? |
Я не знаю ответа на этот вопрос. Когда придет время для подобных решений, они будут приняты.
Цитата:
Есть ли такая возможность в интернете полностью увидеть эту коллекцию? |
Да, на нашем сайте,
www.roerich.org Цитата:
1. Вы написали про коллекцию Кэтрин Кэмпбэлл: "у неё не было места, и она отдала их нам". Не понятно, была ли оформлена дарственная, или Кэтрин просто отдала эту коллекцию картин С.Н.Рериха в Музей на временное хранение? |
Нет, это был формально задокументированный подарок, хотя вполне в природе Кэтрин было зачастую дарить картины безо всяких документов.
Цитата:
2. Я понял из Ваших ответов, что законы Американского государства и Ассоциации Музеев разрешают вам "продавать активы, не подпадающие под Миссию" вашего Музея. Но что эти законы запрещают вам? Что из ниже перечисленного: - получать картины других художников в дар Музею? |
НЕ ЗАПРЕЩЕНО, НО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ НАШЕЙ МИССИИ, ТАК ЧТО МЫ ЭТОГО НЕ ДЕЛАЕМ
Цитата:
- покупать картины других художников? |
ТАК ЖЕ
Цитата:
- хранить в своих запасниках картины других художников? |
ТАК ЖЕ
Цитата:
- периодически экспонировать картины других художников в залах Музея? |
ТАК ЖЕ. НА САМОМ ДЕЛЕ, У НАС КОГДА-ТО БЫЛА КОМНАТА, ГДЕ МЫ ВЫСТАВЛЯЛИ РАБОТЫ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ, КАК ЧАСТЬ МИССИИ МУЗЕЯ ПООЩРЯТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ ИСКУССТВА.
Цитата:
- включать картины других художников (в разумных пределах) в постоянную экспозицию Музея? |
НЕТ, ЭТОГО МЫ НЕ СТАНЕМ ДЕЛАТЬ
Цитата:
Или в этих вопросах строгих запретов нет и решение их отдается на усмотрение Совета директоров Музея? |
ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ НЕ УЧАСТВУЕТ В ПРИНЯТИИ ПОДОБНЫХ РЕШЕНИЙ, ИХ ПРИНИМАЕТ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ МУЗЕЯ.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО ЭТО НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ДЛЯ НАС ДЕЛАТЬ ВЕЩИ НЕ ВХОДЯЩИЕ В НАШУ МИССИЮ. НО НАША УСТАНОВЛЕННАЯ МИССИЯ СОДЕРЖИТ РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАШЕГО ПОВЕДЕНИЯ.
Цитата:
3. Вы меня извините, но на мое, российское ухо дико звучит такое сочетание этики и рыночных законов. Я согласен, что рыночные законы должны следовать законам этическим. Но не наоборот - законы рынка не должны диктовать, что этично и порядочно, а что неэтично и непорядочно. И чем определяются нормы "рыночной этики"? Арт-аукционами? Если на аукционе картина, например, С.Н.Рериха была продана за миллион долларов, то вашему Музею уже будет неэтично продать близкую по рыночным параметрам картину, скажем, за сто тысяч долларов? Или за сто тысяч еще порядочно, а за пятьдесят тысяч - уже непорядочно? Не понимаю...Наверное, все-таки, менталитет у нас разный. |
Как я уже говорил, наша и подобные ей организации обязаны вести себя финансово ответственно, сохранять ценность активов и другого имущества музея так же тщательно, как это бы делало любое предприятие. Мы сослужили бы дурную службу музею и его финансовой устойчивости, не используя эти активы теми способами, которые выполняют этот долг финансовой ответственности. Для музея необходимо обеспечить себе устойчивое будущее, и частью этого является финансовая независимость. Если фонд, который нас поддерживает, вдруг завтра внезапно исчезнет, мы должны знать, что музей не исчезнет вместе с ним. Все наши активы должны служить этой цели.
Для меня это очевидно. Я управляю музеем и по мере своих сил обязан обеспечить ему стабильное финансовое будущее. Это называется финансовой ответственностью. Разбазаривание активов противоречит этой ответственности. Разумеется, некоторые необходимые виды деятельности, которые выполняют Миссию музея, могут быть убыточными. Например, издание книг Агни Йоги всегда было убыточным. Но это та деятельность, которую мы морально обязаны вести, чтобы способствовать распространению Учения. Мы пытаемся компенсировать эти материальные потери доходами из других областей деятельности.
Цитата:
4. Рассматриваете ли Вы возможность продажи коллекции картин С.Н.Рериха целиком в одни руки? |
Да, конечно. Может быть вам следует убедить МЦР ее купить!
Цитата:
1. Есть ли в Уставе Вашего музея и в «Заявлении о Миссии» пункт запрещающий,именно запрещающий использовать активы, не принадлежащие миссии музея, в выставочной деятельности и временном тематическом экспонировании? |
Это зависит от того, что это за выставка. Наша Миссия - Николай Рерих, и мы горды тем, что верны ей. Правила, регулирующие подобные вещи, являются частью кода этики Американской Ассоциации Музеев. Повторяю, что речь идет не о законах, а о правилах поведения, которым мы должны следовать.
Цитата:
2. Действующий документ «Заявление о Миссии» тоже был разработан, как и Устав Н.К. Рерихом. Вносились ли в него более поздние изменения и дополнения? |
Я не говорил, что он был написан Николаем Рерихом, но мы всегда и во всем следовали его указаниям и рекомендациям. У него был прекрасный опыт в этой области, который он приобрел как глава Школы и Музея в Петрограде, и ему были знакомы практичные способы управления подобными учреждениями.
Цитата:
4. Знала ли К.Кэмпбел о том, что подаренная ею коллекция «не профильная»,противоречит миссии музея и согласно уставным документам деятельности Вашего музея вынуждена быть отданной на распродажу. Вы обсуждали с ней этот вопрос? |
Я не говорил, что она должна была быть отданной на распродажу. Я сказал, что мы решили ее продать из за того, что состояние картин в запасниках начало ухудшаться, и уж точно никому нет пользы от того, что картины сидят в запасниках. В Государственном музее на Инженерной улице сотни картин Н.К. находятся в запасниках – и что же, это хорошо только потому, что ими владеет официальная организация? И да, Кэтрин Стиббе (простите, но ее звали именно так, и я не знаю, почему столько людей в России упорно продолжают называть ее Кэмпбелл, что было фамилией ее предыдущего мужа) как я сказал два дня назад была Президентом нашего Музея, и разумеется была знакома с нашим Уставом.
Тому, кто сказал, что мы мыслим по разному - я согласен, что это так. Покупка и продажа произведений искусства не является грехом, нигде. Все великие музеи полны картин, которые были подарены им их владельцами, и эти владельцы в свое время КУПИЛИ эти картины. То же самое и у нас, почти все картины на наших стенах были подарены нам предыдущими владельцами, которые были частными лицами, купившими эти картины. Эта система работает таким образом уже сотни лет, и как сам Рерих, так и Светослав Рерих были частью этой системы - они оба активно продавали свои картины частным владельцам.