![]() | #160 | |||||||||||||||||
Рег-ция: 04.03.2003 Сообщения: 3,027 Благодарности: 161 Поблагодарили 313 раз(а) в 212 сообщениях | ![]() Болезнь Елены Рерих – миф или реальность? В последние годы в интернете распространяется информация о том, что Елена Рерих была больна психической болезнью. В доказательство этого приводятся слова домашнего врача Рерихов А.Ф. Яловенко: Цитата:
Цитата:
Также приводятся сведения о еще одном враче, который якобы подтверждал этот диагноз. Цитата:
Цитата:
Таким образом, используя эти аргументы, нас пытаются убедить в том, что Елена Ивановна Рерих была больна нервной болезнью. Цель данной статьи – провести анализ данных аргументов, установить их истинность или ложность. И затем, опираясь на полученные результаты ответить на вопрос – Болезнь Елены Рерих это миф или реальность? Итак, мы имеем четыре аргумента. Для начала давайте расположим их в хронологическом порядке. 1. Травмы головы. Первая травма в детстве. Вторая – в 1907 году (сразу хочу обратить внимание – несмотря на то, что в предлагаемой цитате написан 1917 год – это ошибка. На самом деле травма была именно в 1907 году). 2. Транс-гималайская экспедиция (1927 год), которую сопровождал доктор Рябинин, одним из образований которого была психиатрия. Именно о нем утверждают, что он ставил диагноз эпилепсия Елене Рерих. 3. Записи в книге «Высокий Путь». Эта книга была написана в 1930 году. 4. Диагноз доктора Яловенко. Когда именно происходили события, написанные в цитате, неизвестно. Но это точно было уже после 1936 года. Так как только с этого года он стал домашним врачом Рерихов. Несмотря на то, что доказательство болезни обычно начинается со слов доктора Яловенко, мы этот аргумент будем рассматривать в последнюю очередь. И поступим именно так потому, что в хронологическом плане это событие произошло самым последним. Яловенко стал домашним врачом Рерихов в 1936 году, когда Елене Ивановне было уже больше 57 лет. Точная дата, когда он ставил свой диагноз, неизвестна. Но известно, что он был на этой должности до 1948 года. Таким образом диагноз был им поставлен Елене Рерих в возрасте от 57 до 69 лет. О травмах головы говорить в первую очередь не имеет смысла, так как кроме упоминания самих травм никакой информации больше нет. А сами по себе травмы ни о чем не говорят. Ну не станем же мы всех людей, которые получали травмы головы называть эпилептиками. Мы сможем смотреть на это, как на доказательство только в связи с последующими событиями. А именно – с транс-гималайской экспедицией, так как именно в этой экспедиции Елена Ивановна была под наблюдением врача, одним из образований которого было – психиатрия. Итак, мы выводим следующую последовательность событий для анализа: 1. Транс-гималайская экспедиция. Свидетельства доктора Рябинина. 2. Травмы головы и их возможная связь с последующим здоровьем Елены Ивановны. 3. Книга «Высокий Путь». Анализ предлагаемых цитат. 4. Диагноз семейного врача Яловенко. I Анализ первого аргумента Транс-гималайская экспедиция. Свидетельства доктора Рябинина Рябинин действительно был доктором во время транс-гималайской экспедиции. И он действительно был психиатром. Сторонники болезни утверждают, что это и была главная причина того, что его пригласили в экспедицию. Теперь давайте ответим на вопрос – зачем приглашать в экспедицию по странам востока из советской России психиатра, специализирующегося на эпилепсии, если таких специалистов и в Америке достаточно? А именно там жили в это время Рерихи. Это кажется маловероятным. Наверняка должна быть какая-то другая, гораздо более веская причина. И эта причина есть. Вот что пишет о Рябинине А.Г.Топчиев [1]: Цитата:
Кроме того, он был еще и терапевтом. А экспедиции был нужен врач. Итак, доктор Рябинин сопровождал транс-гималайскую экспедицию Рерихов. Во время экспедиции он ведет дневниковые записи, которые впоследствии объединены в книгу «Развенчанный Тибет». Рябинин действительно следит за здоровьем членов экспедиции и в частности за здоровьем семьи Рерихов. Изучение дневниковых записей показывает, что он заносил в дневник любые, даже незначительные изменения в состоянии здоровья семьи Рерихов (например такие, как головная боль или учащенный пульс). Эти записи в данный момент доступны для исследования. Анализ дневниковых записей показывает, что ни диагноза эпилепсия, ни какого другого психического заболевания он Елене Ивановне не ставил. Судите сами. Ниже приведены все существующие записи, в которых он упоминает о болезнях Елены Рерих. Других записей не существует. Цитата:
Зато есть записи, подтверждающие, что он, доктор Рябинин, психиатр, признавал истинным то, что видела Елена Ивановна. Цитата:
Цитата:
Итак, что же получается. Доктор Рябинин, психиатр, человек, который «ставит точный диагноз, слегка касаясь руки и внимательно вглядываясь в зрачки пациента», сопровождая экспедицию, не только не видит у Елены Рерих эпилепсии, но даже наоборот, подтверждает феномены видения и необычные световые явления, которые происходили с ней. Заметим, это именно те феномены, на основании которых в будущем врач Яловенко, не имеющий образования психиатра, поставит диагноз «эпилептическая аура». Краткий вывод Первый аргумент, а именно – утверждение о том, что доктор Рябинин ставил Елене Ивановне диагноз эпилепсия, не подтвердился и не соответствует действительности. На самом деле он такого диагноза не ставил, несмотря на то, что знал о происходящих с Еленой Ивановной феноменах. Не только знал, но признавал их истинными и утверждал, что она могла видеть их в своем обычном состоянии восприятия. ІІ Анализ второго аргумента Травмы головы и их возможная связь с последующим здоровьем Елены Ивановны Цитата:
Да, действительно, в детстве Елена Ивановна разбилась, качаясь на гигантских шагах. К сожалению, не известно, в каком возрасте. И в поезде она падала с полки, только не в 1917 году. Не знаю, для чего цитата искажена, но приводимая обычно для доказательства болезни цитата не соответствует действительности. Это падение было в период первой революции в России в 1907 году. Причем это именно искажение, а не ошибка, так как в приводимой сторонниками болезни цитате изъяты слова «…во время первой революции…», а дата 1907 год заменена на 1917. Вот полная цитата из дневника З.Г. Фоздик: Цитата:
Краткий вывод Сам факт падения не является доказательством появления психической болезни. Он мог бы объяснить для психиатра появление такой болезни, если бы она была. Но наблюдения психиатра Рябинина не подтверждают наличие болезни даже спустя 20 лет, а значит и сам факт падения не может быть аргументом, подтверждающим болезнь. III Анализ третьего аргумента Книга «Высокий Путь» Цитата:
Давайте внимательно посмотрим на эту цитату. Как мы видим, она состоит из двух частей. Первая часть: «Так храните план заложницы. Правильно сказали об охранении Урусвати от медицинского осмотра… Затем троеточие, обозначающее, что некоторая часть текста, неважная в данном случае, пропущена. И вторая часть: Что сказать доктору? – Только главные симптомы болезни. Так Мы туман напряжем и пустим луч» Оба фрагмента взяты в одни кавычки. У любого читающего складывается впечатление, что это одна часть единого целого текста. И просто небольшой фрагмент пропущен. А как на самом деле? А на самом деле в этом троеточии скрыто ни много, ни мало – целых три страницы текста, содержащего в себе записи, сделанные с 18 октября по 29 октября (12 дней!!!). 12 дней записей просто выброшены для того, чтобы объединить одними кавычками ничем не связанные между собой записи от 17 и от 30 октября. Обращаю внимание на следующее – это не три страницы одной главы, не три страницы единой смысловой структуры текста, а именно три страницы отдельных записей. Давайте познакомимся с тем, как написана книга «Высокий путь». Весь текст книги состоит из отдельных, часто не связанных друг с другом абзацев. Перед каждым их них стоит дата. Вот пример: Цитата:
Номер абзаца – 2232. Дата написания – 17 октября. И затем сам абзац. Жирным шрифтом выделен фрагмент, который и приводят, как один из аргументов, доказывающих болезнь Елены Ивановны. Однако в самом абзаце нет ни слова ни о каком докторе. От какого осмотра нужно было охранить Урусвати – неизвестно. Следующая запись в книге – под номером 2232. И она уже не имеет ни какого отношения к теме здоровья. Цитата:
После нее идут записи: 2234 19 октября 2235 20 октября 2236 22 октября 2237 23 октября 2238 24 октября 2239 26 октября 2240 28 октября И только потом запись 2241 от 30 октября, слова из которой и используются для завершения цитаты (они выделены жирным шрифтом). Цитата:
Обычная схема манипуляции в данном случае такова - сначала приводят «смонтированную» цитату из книги «Высокий путь», сразу после нее – записи Яловенко. Или наоборот – диагноз Яловенко, и сразу после этого «смонтированную» запись из книги «Высокий Путь». Каждый читатель естественно связывает эти события в единое целое. Вобщем, получается, что цитата сфабрикована искусственно так, что бы создавалось впечатление хитрости и обмана. Кстати. О докторе в книге «Высокий Путь» есть и другие записи. Так, уже в записи от 20 декабря написано следующее: Цитата:
Краткий вывод Исходя из вышесказанного получается, что данный аргумент искусственно создан из отдельных, не связанных друг с другом фрагментов текста умышленно, с целью провести манипуляцию сознанием читателей. Естественно, мы не межем считать это аргументом, подтверждающим факт болезни. Если это и аргумент, то только того, что кто-то очень сильно хочет убедить в этом читателя, не знакомого с биографией Елены Ивановны Рерих. IV Анализ четвертого аргумента Диагноз семейного врача Яловенко Цитата:
Сначала проанализируем, насколько верно поставлен диагноз. Затем рассмотрим цитату на предмет манипуляции сознанием. 1. Диагноз. Сразу скажу, что диагноза «эпилептическая аура» в психиатрии не существует. Эпилептическая аура - это не болезнь в чистом виде. Это предвестник приступа эпилепсии. Когда больной эпилепсией за несколько минут, часов или дней ощущает приближение припадка. Совокупность ощущений и переживаний, указывающих на приближение приступа эпилепсии, называют эпилептической аурой. Это только один их симптомов эпилепсии. Эпилептическая аура может быть представлена изменением вкуса или обоняния, чувством общего напряжения или нервозности, эпизодами «дежа-вю», или невыразимой уверенностью в том, что скоро будет припадок. Но если обычный, не больной эпилепсией, в какой-то момент времени будет испытывать те же ощущения, то это может быть чем угодно, не только не эпилептической аурой, потому как не может являться признаком наступающего припадка. Что бы яснее донести свою мысль, приведу пример другой болезни. Все знают такую болезнь, как сахарный диабет. К некоторым из симптомов диабета относят: - сухость кожных покровов - сухость во рту - мышечную слабость - частое мочеиспускание. Так вот, если провести аналогию, то в данном случае диагноз звучал бы примерно так - человек болен сухостью во рту. Согласитесь, глупо звучит. А ведь это такой же симптом сахарного диабета, как эпилептическая аура - симптом эпилепсии. Причем сухость во тру – это не обязательно признак сахарного диабета. Это еще может быть и признаком того, что человек просто хочет пить, хотя и здоров. И признаком любой другой болезни, для которой это симптом свойственен. Главный признак - повышенный уровень сахара в крови. Вот если у человека есть повышенный уровень сахара, то тогда, и только тогда этот признак начинают оцениваться, как связанные с сахарным диабетом. Если врач только на основании сухости во рту, без наличия повышенного уровня сахара в крови, поставит диагноз - диабет, то это будет ошибочный диагноз. Если он поставит диагноз - болен сухостью во рту при диабете, то это будет совершенно безграмотно. В нашем случае Яловенко поступил аналогично - поставил диагноз эпилептическая аура без наличия приступов эпилепсии. Но как симптом "сухость во рту" может быть признаком жажды, а не болезни, так и те ощущения, что были у ЕИ, могли быть связаны с чем угодно, но только не с эпилепсией. Для этого есть главное доказательство – отсутствие приступов, о приближении которых аура и должна была бы предупреждать и без наличия которых испытываемые Еленой Рерих ощущения оказываются самостоятельным, не связанным с болезнью явлением. Подобно тому, как сухость во рту без диагноза «сахарный диабет» становится просто признаком жажды. Итак, у нас есть свидетельства двух врачей – психиатра Рябинина и не психиатра Яловенко. Анализ дневниковых записей Рябинина показал, что он не только не ставил такого диагноза, но и подтверждал истинность феноменов, происходящих с Еленой Ивановной. Помните его запись в дневнике «…видела в своем обычном состоянии восприятия…». Анализ диагноза доктора Яловенко показал, что с медицинской точки зрения диагноз поставлен безграмотно. Мало того, он поставлен на основании тех же симптомов, которые психиатр Рябинин считал истинными и никак не связывал ни с каким психическим заболеванием. Получается, что диагноз Яловенко – ошибка. Согласитесь, в постановке психиатрических диагнозов психиатрам следует доверять гораздо больше, чем терапевтам. 2. Проверка на возможность манипуляции сознанием читателя. Теперь давайте рассмотрим, не было ли попытки манипуляции сознанием читателей подобно тому, как это было с цитатами из книги «Высокий Путь». Цитата:
Но давайте познакомимся с тем, как было на самом деле. Яловенко действительно был отстранен от должности домашнего врача в феврале 1948 года. Но причина этого – не поставленный им диагноз. В декабре 1947 года Николай Константинович Рерих умер. После этого семья Рерихов переехала в Калимпонг. Яловенко переезжает вместе с ними, оставаясь их лечащим врачом. Кроме этого он пытается открыть в Калимпонге современную аптеку. А в это время в наггарском имении Рерихов начались беспорядки. Новый управляющий приспособил все комнаты поместья под свое жилье. В связи с этим Рерихи попросили Яловенко вернуться в Наггар и взять имение под свою опеку. Сама Елена Ивановна возвращаться в Наггар не хотела, так как ей тяжело было находиться в доме, в котором еще недавно умер ее муж. Яловенко вернулся в имение и оставался там до конца своей жизни. [23] Как видим, Яловенко и после 1948 года оставался другом семьи Рерихов. И если бы не беспорядки в имении, то до конца оставался бы и лечащим врачем. Также сторонники болезни утверждают, что эта цитата подтверждает попытки Рерихов скрыть болезнь. И указывают на просьбу Николая Константиновича. Но давайте еще раз внимательно прочтем цитату. Николай Константинович просит не говорить об этом только Елене Ивановне. Больше ни о ком речь не ведется. А это лишнее доказательство того, что никакой эпилепсии не было. Уж кто-кто, а эпилептики обычно знают о своей болезни. В случае, если бы болезнь была, просьба не говорить об этом Е.И. была бы лишней. Так что его просьба – это еще один аргумент в пользу того, что Елена Ивановна не болела эпилепсией. А следовательно, у нее не могло быть и эпилептической ауры. И самое последнее. Даже если отбросить все доказательства отсутствия болезни и чисто теоретически предположить, что в конце сороковых годов Елена Рерих все же чем-то заболела – так это все равно ничего не меняет. И никак не отражается на истинности написанных ей произведений. Например, главный труд Елены Рерих – Агни Йога - написан в период с 1924 по 1938 годы. Яловенко ставил диагноз гораздо позже. К этому времени ей уже было больше 60 лет. Есть много людей, которые начинают болеть в этом возрасте. А многие вообще не доживают до этих лет. Но это ведь не значит, что в более молодом возрасте они не могли быть здоровыми и полностью работоспособными. Краткие выводы 1. Диагноз Яловенко нельзя признавать верным, так как он некорректен с медицинской точки зрения, поставлен не психиатром и основан на тех же феноменах, которые психиатр Рябинин считал истинными и никак не связывал ни с эпилепсией, ни с другой психической болезнью. 2. Анализ того, как приведена цитата показал, что в данном случае, как и в предыдущем – с цитатами из книги «Высокий Путь» происходит манипуляция сознанием читателей. Информация специально подается так, чтобы казалось, что Рерихи пытались скрыть болезнь и уволили доктора. Резюме Анализ фактов, выдвигаемых в подтверждение того, что Елена Ивановна Рерих болела эпилептической аурой показал, что из четырех аргументов ни один не соответствует истине. 1. Первый аргумент, а именно – утверждение о том, что доктор Рябинин, психиатр, ставил Елене Ивановне диагноз эпилепсия, не подтвердился и не соответствует действительности. Рябинин не только не ставил такого диагноза, но, наоборот признавал истинность происходящих с ней феноменов, о чем есть записи в его дневнике. В частности он пишет, что она видела видения в своем обычном состоянии восприятия. 2. Второй аргумент - травмы головы и их возможная связь с последующим здоровьем Елены Ивановны. Сам факт падения не является доказательством появления психической болезни. Он мог бы объяснить для психиатра появление такой болезни, если бы она была. Но наблюдения психиатра Рябинина не подтверждают наличие болезни даже спустя 20 лет, а значит и сам факт падения не может быть аргументом, подтверждающим болезнь Елены Рерих. Кроме того, анализ показал, что в данном случае были искажения в приводимой цитате. Удалено упоминание о первой революции и дата 1907 год заменена на 1917. 3. Анализ третьего аргумента – цитат из книги «Высокий Путь». Анализ показал, что он искусственно сфабрикован из отдельных, не связанных друг с другом фрагментов текста умышленно, с целью провести манипуляцию сознанием читающего. Он не только не подтверждает истинности болезни, а, наоборот, доказывает отсутствие истинных фактов. При наличии таких фактов манипулировать сознанием читателей не было бы смысла. 4. Анализ четвертого аргумента - диагноз семейного врача Яловенко. Диагноз Яловенко нельзя признавать верным, так как он некорректен с медицинской точки зрения. Кроме того он поставлен не психиатром и основан на тех же феноменах, которые психиатр Рябинин считал истинными и никак не связывал ни с эпилепсией, ни с другой психической болезнью. Анализ цитаты показал, что в данном случае, как и в предыдущем – с цитатами из книги «Высокий Путь» происходит манипуляция сознанием читателя. Информация подается таким образом, чтобы у читателя складывалось впечатление того, что Елена Рерих болела и что Рерихи пытались скрыть этот факт. Получается, что ни один из приводимых аргументов не подтверждается. И теперь мы можем сделать главный вывод нашего исследования. ВЫВОД Никакой болезни у Елены Ивановны Рерих не было. Зато была попытка произвести манипуляцию сознанием читателя. Цитаты изменяются и компилируются так, чтобы перед читателем проявлялась ситуация болезни и попытки скрыть эту болезнь. А значит распространяемая о болезни информация это миф. Причем миф, созданный искусственно. Список использованной литературы 1. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1996 г., Начальный выпуск. С. 1082. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1996 г., Начальный выпуск. С. 59 3. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1996 г., Начальный выпуск. С. 77 4. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1996 г., Начальный выпуск. С. 79 5. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1996 г., Начальный выпуск. С. 82 6. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1996 г., Начальный выпуск. С. 93 7. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1996 г., Начальный выпуск. С. 96 8. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1996 г., Начальный выпуск. С. 96 9. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1996 г., Начальный выпуск. С. 98 10. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1997 г., №1. С. 82 11. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1997 г., №1.. С. 88 12. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1997 г., №1. С. 89 13. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1997 г., №1. С. 127 14. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1997 г., №1. С. 148 15. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1996 г., Начальный выпуск.С. 50 16. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1997 г., №1. С. 148 17. Развенчанный Тибет. Дневники К. Н. Рябинина, доктора Буддийской Миссии в Тибет, Журнал «Ариаварта», 1997 г., №1. С. 152 18. Дневник З.Г. Фоздик. Запись от 18.X.22. 19. Агни-Йога. Высокий Путь. Часть 2 1929 – 1944. Москва, «Сфера». Запись 2232 20. Агни-Йога. Высокий Путь. Часть 2 1929 – 1944. Москва, «Сфера». Запись 2233 21. Агни-Йога. Высокий Путь. Часть 2 1929 – 1944. Москва, «Сфера». Запись 2241 22. Агни-Йога. Высокий Путь. Часть 2 1929 – 1944. Москва, «Сфера». Запись 2274 23. Интернет- ресурс «Адамант». Петр Крылов. Доктор Яловенко http://www.lomonosov.org/medicine/medicine126.html Последний раз редактировалось студент, 24.08.2010 в 16:56. | |||||||||||||||||
![]() |
|