Старый 23.02.2010, 20:14   #8
студент
 
Аватар для студент
 
Рег-ция: 04.03.2003
Сообщения: 3,027
Благодарности: 161
Поблагодарили 313 раз(а) в 212 сообщениях
По умолчанию Ответ: ОХРАНА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МИРНОЕ ВРЕМЯ. Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 19 (продолжение)

ФОРМИРОВАНИЕ СПИСКА ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ ПОД УГРОЗОЙ

1. Указания по включению объектов в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой

80. В соответствии со Статьей 11 (п. 4) Конвенции Комитет может внести какой-либо объект в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой, если:
1. объект входит в Список Всемирного наследия,
2. объекту угрожает серьезная конкретная опасность,
3. для сохранения объекта необходимо проведение серьезных мероприятий,
4. в отношении объекта запрашивалось содействие в рамках Конвенции (Комитет придерживается мнения, что в определенных случаях наиболее эффективным проявлением содействия может быть проявление озабоченности со стороны Комитета, в том числе, включение объекта в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой, и что подобное содействие может запрашиваться любым членом Комитета или Секретариата).


2. Критерии включения объектов в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой

81. Комитет может внести объект Всемирного наследия, соответствующий определению, данному в Статьях 1 и 2 Конвенции, в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой, если выясняется, что состояние данного объекта соответствует, по крайней мере, одному из критериев, приведенных для любого из перечисленных ниже случаев.

82. Для объектов культурного наследия:


1. УСТАНОВЛЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - Объекту угрожает конкретная серьезная опасность, существование которой доказано, к примеру:

1. серьезное разрушение материалов;

2. серьезное повреждение конструкции и/или декоративных элементов;

3. серьезное нарушение архитектурной и/или градостроительной связности;

4. серьезное ухудшение состояния городского, сельского или природного окружения;

5. значительная утрата характеристик исторической подлинности;

6. значительная утрата культурной значимости.

2. ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ - На объект воздействуют факторы, угрожающие лишить объект присущих ему характеристик. Такими факторами могут быть, к примеру:

1. изменение юридического статуса объекта и связанное с этим снижение категории охраны;

2. отсутствие охранной политики;

3. пагубные последствия хозяйственного развития региона;

4. пагубные последствия развития городской застройки;

5. возникновение или угроза вооруженного конфликта;

6. постепенные изменения в результате воздействия геологических, климатических и пр. экологических факторов.

83. Для объектов природного наследия


1. УСТАНОВЛЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - Объект находится под угрозой серьезной реальной опасности, существование которой доказано, например:

1. значительное сокращение - в результате естественных факторов (заболевания) или воздействия человека (браконьерство) - тех популяций исчезающих видов или иных видов, имеющих особую ценность, цель охраны которых определила юридический статус данного объекта;

2. значительное нарушение естественной красоты или научной ценности объекта в результате поселений на территории объекта, строительства водохранилищ, затопивших важные участки объекта, промышленного и сельскохозяйственного развития, в том числе, с использованием пестицидов и минеральных удобрений, масштабных общественных мероприятий, добычи полезных ископаемых, загрязнения окружающей среды, заготовок леса и топлива и т. п.;

3. наступление хозяйственной деятельности на границы объекта или на выше расположенные участки (верховья рек), угрожающее целостности объекта;

2. ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ - На объект воздействуют факторы, угрожающие лишить объект присущих ему характеристик. Такими факторами могут быть, к примеру:

1. изменение юридического охранного статуса объекта;

2. проекты переселения или развития в пределах объекта или там, где возможные последствия представляют угрозу для данного объекта;

3. возникновение или угроза вооруженного конфликта;

4. отсутствие или неадекватность плана управления, или неполное его осуществление.

84. Кроме того, фактор или факторы, угрожающие целостности объекта, должны поддаваться коррекции в результате принимаемых мер. Для объектов культурного наследия угрозу могут представлять как естественные, так и антропогенные факторы, в то время как для объектов природного наследия основную угрозу целостности объекта представляет человеческий фактор и лишь в редких случаях - естественные факторы (например, эпидемические заболевания). В некоторых случаях угроза целостности объекта может быть устранена административными или юридическими мерами (к примеру, запрещение строительства крупного общественного сооружения, изменение юридического статуса и т. п.).

85. При рассмотрении вопроса включения объекта культурного или природного наследия в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой, Комитет может принять во внимание следующие дополнительные факторы:

1. Правительства принимают решения, которые могут оказать влияние на состояние объектов Всемирного наследия, после оценки всех факторов. Во многих случаях совет Комитета Всемирного наследия может оказаться решающим, если есть возможность дать его до возникновения реальной угрозы объекту.

2. Физический или культурный ущерб, нанесенный объекту, в особенности в случае установленной угрозы, должен оцениваться, исходя из интенсивности его последствий, и анализироваться поэтапно.

3. Необходимо учитывать следующие факторы, в особенности в случаях потенциальной угрозы:
1. угроза должна оцениваться в соответствии с естественной эволюцией социальных и экономических условий существования объекта;
2. во многих случаях невозможно оценить угрозу, такую, к примеру, как угроза вооруженного конфликта, в плане ее последствий для природного или культурного наследия;
3. некоторые факторы не имеют характера непосредственной угрозы, но в отношении их угрозу можно прогнозировать (например, демографический рост).

4. При принятии решения Комитет должен также принимать во внимание любые факторы неизвестного или непредвиденного характера, угрожающие объекту природного или культурного наследия.

3. Процедура включения объектов в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой

86. При рассмотрении вопроса о включении объекта в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой Комитет должен разработать и, по возможности, принять, действуя в сотрудничестве с соответствующим государством – стороной Конвенции, программу восстановительных мер по данному объекту.

87. Для разработки указанной программы Комитет должен просить Секретариат по возможности определить, действуя в сотрудничестве с соответствующим государством - стороной Конвенции, состояние объекта на настоящий момент, угрожающую ему опасность и выполнимость принимаемых восстановительных мер. Комитет может далее принять решение о направлении на объект компетентных наблюдателей из МСОП, ИКОМОС, ИККРОМ или иной организации для оценки характера и степени угрозы объекту и внесения предложений по мерам, которые необходимо принять.

88. Секретариат представляет в Комитет полученную информацию вместе с соответствующими разъяснениями государства – стороны Конвенции и консультирующей организации.

89. Комитет изучает имеющуюся информацию и принимает решение по включению объекта в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой. Любое решение по этому вопросу должно приниматься большинством в две трети голосов присутствующих членов Комитета с правом голоса. Далее Комитет определяет программу корректирующих мер, которая предлагается государству – стороне Конвенции для безотлагательного осуществления.

90. Комитет сообщает соответствующему государству о своем решении и немедленно извещает общественность, действуя в соответствии со Статьей 11 (п. 4) Конвенции.

91. Комитет выделяет из Фонда Всемирного наследия значительные средства в определенных размерах на финансирование возможной помощи объектам Всемирного наследия, внесенным в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой.

92. Комитет регулярно проверяет состояние объектов, включенных в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой. Эта регулярная проверка может включать все меры мониторинга и оценки состояния объекта, проводимые на месте экспертной комиссией, которые Комитета сочтет необходимым предпринять.

93. На основе этих регулярных проверок Комитет, действуя по согласованию с соответствующим государством – стороной Конвенции, принимает одно из следующих: решений:
* для сохранения объекта нужны дополнительные меры;
* если угроза объекту устранена, объект следует исключить из Списка Всемирного наследия, находящегося под угрозой;
* если состояние объекта ухудшилось до такой степени, что он утратил характеристики, определившие его включение в Список Всемирного наследия, следует рассмотреть исключение объекта из Списка Всемирного наследия, находящегося под угрозой, и Списка Всемирного наследия, действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной параграфами 48-50 настоящего документа.


МЕЖДУНАРОДНОЕ СОДЕЙСТВИЕ


1. Различные формы содействия в рамках Фонда Всемирного наследия

Предварительное содействие

94. Содействие государствам - сторонам Конвенции предусмотрено для решения следующих задач:
1. подготовка предварительных списков объектов культурного и/или природного наследия, соответствующих критериям включения в Список Всемирного наследия,
2. организация встреч для согласования предварительных списков, включающих объекты одного геокультурного региона;
3. подготовка номинаций по объектам природного и культурного наследия для включения в Список Всемирного наследия;
4. подготовка запросов на техническое сотрудничество, в том числе, запросов на организацию курсов обучения; Этот вид содействия, именуемый "предварительное содействие", может иметь форму предоставления консультаций, оборудования или, в исключительных случаях, финансовой помощи. Предоставление финансовых средств в рамках любого проекта предварительного содействия (preparatory assistance project) ограничено суммой в 30 тыс. долларов США. Председатель уполномочен утверждать выделение финансовых средств, запрошенных в качестве предварительного содействия, в пределах 20 тыс. долларов США, а Бюро – в пределах 30 тыс. долларов США.

95. Запросы на предварительное содействие должны направляться в Секретариат, а Секретариат передает их Председателю, который принимает решение о содействия, которое необходимо оказать. Форму для заполнения запроса (WHS/5) можно получить в Секретариате.

Неотложная помощь

96. Государства - стороны Конвенции могут запросить неотложную помощь для проведения работ по тем культурным или природным объектам, включенным или подлежащим включению в Список Всемирного наследия, которые серьезно пострадали в результате внезапного природного явления (к примеру, внезапного оседания земли, крупного пожара или взрыва, наводнения) или находятся под реальной угрозой подобных явлений. Неотложная помощь не применима к тем случаям, когда ущерб или ухудшение состояния объекта вызваны постепенными процессами, такими как разложение, загрязнение, эрозия и т.д. Неотложная помощь может быть предоставлена в следующих случаях:
1. для подготовки срочных номинаций в Список Всемирного наследия в соответствии с параграфом 65 настоящего Руководства;
2. для составления плана срочных мер по защите объектов, включенных или выдвигаемых на включение в Список Всемирного наследия;
3. для принятия срочных мер по защите объекта, включенного или выдвигаемого на включение в Список Всемирного наследия.

97. Запрос на предоставление срочной помощи, составленный по форме WHS/5, можно направлять в Секретариат в любое время. Центр Всемирного наследия должен получить все возможные консультации соответствующих экспертных/консультативных организаций и затем направить эти запросы Председателю, утверждающему выделение средств по запросам на неотложное содействие в пределах 50 тыс. долларов США. Бюро имеет право утвердить выделение средств до 75 тыс. долларов США.

Обучение

98. Государства - стороны Конвенции могут обратиться за помощью для подготовки специалистов всех уровней в области выявления, защиты, сохранения, представления и восстановления культурного и природного наследия. Обучение должно быть увязано с выполнением Конвенции об охране Всемирного наследия.

99. Предпочтение отдается групповому обучению на местном или региональном уровне, особенно в национальных или региональных центрах, в соответствии со Статьей 23 Конвенции. Индивидуальное обучение ограничено краткосрочными программами переподготовки/повышения квалификации и обмена опытом.

100. Запросы на обучение специалистов на национальном и региональном уровнях должны содержать следующую информацию:
1. интересующий курс обучения, включая все необходимые данные (предлагаемые программы, уровень подготовки, преподавательский состав, число учащихся и их гражданство, дата, место, срок обучения и т.п.) и, там, где это возможно, профессиональные обязанности каждого слушателя в отношении определенного объекта Всемирного наследия. При невозможности удовлетворить все запросы на обучение предпочтение отдается подготовке административного персонала или специалистов по консервации/охране объекта, внесенного в Список;
2. вид требуемой помощи (оплата части расходов на обучение, направление специализированного штата преподавателей, предоставление оборудования, книг и учебного материала);
3. приблизительный размер запрашиваемых средств, включающих соответствующую плату за обучение, суточные, ассигнования на приобретение учебной литературы, оплату проезда к месту обучения и назад и т.п.
4. финансовая поддержка из других источников: государственное финансирование, полученная или ожидаемые поступления двустороннего или многостороннего характера;
5. для повторного обучения правительству или администрации его запрашивающей необходимо направить подробный отчет о результатах, полученных при прохождении предыдущих курсов обучения. Отчет направляется в соответствующую компетентную организацию на рассмотрение и для выработки рекомендации по дополнительно запрашиваемым средствам в соответствии с предусмотренной процедурой.

101. Запросы на финансирование индивидуального обучения должны направляться по форме "Заявка на стипендию" (Application for Fellowship), принятой ЮНЕСКО для получения всех стипендий и дотаций, распределяемых ЮНЕСКО, которую можно получить в Национальных комиссиях или офисах ЮНЕСКО, национальных представительствах Программы развития ООН, а также в Секретариате. Запрос должен сопровождаться заявлением, обосновывающим связь указанной программы обучения с выполнением Конвенции об охране Всемирного наследия в пределах территории государства - стороны Конвенции, направляющего запрос, а также обязательством представить окончательный технический отчет по результатам, достигнутым благодаря дотации на обучение.

102. Все запросы на содействие в обучении должны представляться в Секретариат, который проверяет наличие всей необходимой информации и направляет запросы вместе со сметой предполагаемых расходов на утверждение Председателю, уполномоченному утверждать размеры помощи на обучение в пределах 20 тыс. долларов США. Запросы на суммы, превышающие вышеуказанный размер, рассматриваются в порядке, предусмотренном в параграфах 104-108 для запросов на техническое содействие.

Техническое содействие

103. Государства - стороны Конвенции могут обратиться за техническим содействием в рамках проектов охраны объектов, включенных в Список Всемирного наследия. Это содействие может быть оказано в формах, предусмотренных в Статье 22 Конвенции об охране Всемирного наследия.

104. Стремясь обеспечить наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов Фонда Всемирного наследия, а также учитывая возрастающее количество объектов культурного наследия, нуждающихся в помощи Фонда, Комитет, признавая важность археологических объектов, составляющих часть культурного наследия, внесенного в Список, принял решение не рассматривать запросы на предоставление оборудования для музеев в местах, представляющий археологический интерес, функцией которых является сохранение движимых экспонатов.

105. Запросы на техническое сотрудничество должны содержать следующую информацию:
1. Характеристика объекта:
- дата внесения в Список,
- описание объекта и угрожающей ему опасности,
- юридический статус объекта;
2. Характер запрашиваемого содействия:
- научно-техническая информация по планируемой работе,
- подробное описание требуемого оборудования (марка, тип, технические
характеристики и т.д.) и требуемого персонала (рабочего и специалистов),
- по возможности, характер требуемой подготовки в рамках проекта содействия и график проведения работ;
3. Стоимость планируемых работ:
- расходы, оплачиваемые самостоятельно,
- расходы, оплачиваемые за счет финансовой помощи, запрашиваемой в рамках Конвенции,
- расходы, оплачиваемые за счет иных получаемых или ожидаемых поступлений двустороннего или многостороннего характера, с указанием в каждом случае планируемого использования получаемых средств;
4. национальная организация, отвечающая за проект, и описание управления проектом;
5. для установления связи между мониторингом состояния охраны объектов Всемирного наследия и предоставлением международной помощи Комитет установил требование о том, что запросы на техническое содействие должны сопровождаться отчетом о состоянии объекта или территории.

106. Секретариат по необходимости может потребовать от соответствующего государства - стороны Конвенции предоставить дополнительную информацию. Секретариат может также обратиться за консультацией специалистов в соответствующую организацию (ИКОМОС, МСОП, ИККРОМ).

107. Бюро рассматривает запросы, представленные на его заседаниях, и выносит по ним рекомендации для Комитета. Секретариат направляет рекомендации Бюро всем государствам - членам Комитета.

108. Если рекомендация положительная, Секретариат безотлагательно проводит всю подготовительную работу по осуществлению технического содействия после того, как Комитет утвердит проект.

109. На своих заседаниях Комитет, с учетом рекомендаций Бюро, принимает решение отдельно по каждому запросу о техническом содействии, неотложной помощи и обучении персонала, размеры которого превышают предел, допускающий его утверждение уполномоченным лицом или Бюро. Представители государств - сторон Конвенции, вне зависимости от того, являются ли они членами Комитета, не должны выступать в поддержку запросов, выдвигаемых их государствами, а высказывать свое мнение только в качестве сведений, сообщаемых при ответе на вопрос. Решения Комитета направляются государствам - сторонам Конвенции, а Центр приступает к осуществлению утвержденных проектов.

110. Приведенный выше порядок, однако, не относится к проектам, стоимость которых ниже 30 тыс. долларов. Для них принята упрощенная процедура:

1. В отношении запросов, сумма которых не превышает 20 тыс. долларов США, Секретариат, ознакомившись с досье и, получив, как положено, консультацию ИККРОМ, ИКОМОС или МСОП, направляет запрос вместе с соответствующими материалами непосредственно ответственному лицу, уполномоченному принимать решения по финансированию таких проектов в пределах финансовых средств, ежегодно выделяемых для этой цели из Фонда Всемирного наследия. Подразумевается, что уполномоченное лицо не будет утверждать суммы, размеры которых превышают 20 процентов от общей суммы средств, ежегодно выделяемых на содействие, включая на техническое содействие и обучение (но исключая ассигнования на неотложную и предварительную помощь, для которых предусмотрены отдельные правила). Ответственный за выделение средств не уполномочен утверждать запросы, направленные его страной.

2. Бюро имеет право утверждать запросы на суммы, не превышающие 30 тыс. долларов США, за исключением запросов, поступающих от государств - членов Бюро. В этом случае Бюро может только дать Комитету свои рекомендации.

Содействие в просветительской, информационной и рекламно-пропагандистской деятельности

111.
1. На региональном и международном уровнях: Следуя Статье 27 Конвенции, Комитет дал согласие на поддержку программ, действий и встреч, которые могут:
* вызвать интерес к Конвенции в странах какого-либо региона;
* привлечь внимания к различным вопросам, связанным с выполнением Конвенции, способствуя более активному участию населения в ее выполнении;
* стать средством обмена опытом;
* стимулировать возникновение совместных просветительских, информационных и рекламных программ и деятельности, в особенности с участием молодежи, в интересах сохранения Всемирного наследия.
2. На национальном уровне: По мнению Комитета запросы на содействие государствам в пропаганде и реализации Конвенции на национальном уровне могут рассматриваться только в применении к следующим случаям:
* встречи, организованные специально для распространения информации о Конвенции, в особенности среди молодежи, или для создания национальных Ассоциаций Всемирного наследия в соответствии со Статьей 17 Конвенции;
* подготовка информационного и просветительского материала для пропаганды Конвенции в целом, а не какого-либо определенного объекта, в особенности среди молодежи.
Фонд Всемирного наследия выделяет ассигнования на проведение национальных программ и мер просветительского, информационного и рекламного характера лишь в ограниченных размерах, на основе отбора проектов и в пределах 5 тыс. долларов США. Запросы на суммы, выше указанной, могут быть утверждены как исключение, если они касаются проектов, представляющих особый интерес; в этом случае требуется согласие Председателя, а максимальный размер выделяемых средств составит 10 тыс. долларов США.


2. Крайний срок представления в Бюро и Комитет запросов на оказание международного содействия

112. Все запросы на оказание международного содействия, которые подлежат рассмотрению Бюро, за исключением запросов на неотложную помощь, должны представляться до 1 мая и 1 сентября, соответственно, для рассмотрения на следующей сессии Бюро. Запросы на крупные суммы (т.е. суммы выше 30 тыс. долларов США) направляются вместе с рекомендациями Бюро на рассмотрение и принятие решения на следующую сессию Комитета Всемирного наследия.

3. Порядок очередности при оказании международного содействия

113. Без ущерба положениям Конвенции, которые во всех случаях имеют окончательную силу, Комитет принял следующий порядок очередности в отношении видов деятельности, для которых предусмотрено содействие в рамках Конвенции:
1. срочные меры по спасению объекта, включенного или выдвинутого на включение в Список Всемирного наследия (см. выше, п. 93);
2. предварительное содействие по составлению (1) предварительных списков объектов культурного и/или природного наследия, отвечающих критериям включения в Список, (2) номинаций на объекты, относящиеся к типам, недостаточно представленным в Списке, и (3) запросов на техническое содействие;
3. проекты, способные в свою очередь принести средства в силу того, что они:
* повышают общий интерес к охране Всемирного наследия,
* способствуют развитию научных исследований,
* способствуют подготовке специалистов,
* привлекают средства из других источников.

114. Комитет также решил руководствоваться следующими общими принципами при принятии решений о предоставлении помощи в рамках Конвенции:
1. срочность планируемой работы и охранных мер;
2. юридические, административные и финансовые обязательства по охране объекта, принятые государством, получающим помощь;
3. стоимость проекта;
4. интерес и особая ценность проекта с точки зрения научных исследований и развития рентабельных методов консервации;
5. образовательная ценность проекта, как для подготовки местных специалистов, так и для общества в целом;
6. возможные выгоды культурного и экологического характера;
7. социальные и экономические результаты.

115. Объекты, внесенные в Список Всемирного наследия, считаются равноценными. По этой причине перечисленные выше критерии не исходят из сравнительной ценности объектов. Между средствами, выделяемыми на сохранение объектов культурного наследия, и средствами, выделяемыми на сохранение объектов природного наследия, будет поддерживаться необходимый баланс.

116. По усмотрению Секретариата запросы на неотложную помощь, обучение специалистов и техническое содействие направляются в соответствующую экспертную организацию (МСОП, ИКОМОС и/или ИККРОМ) для профессионального анализа и оценки, а полученные рекомендации направляются в Бюро и Комитет для последующих действий.

4. Соглашение с государствами, получающими международную помощь

117. В тех случаях, когда какому-либо государству оказывается техническое содействие в крупных масштабах, между Комитетом и данным государством заключаются соглашение, в котором оговаривается следующее:
1. объем и характер предоставляемого технического содействия;
2. обязательства правительства, в том числе, представление промежуточных и окончательных финансовых и технических отчетов, которые, по усмотрению Секретариата, направляются для анализа в соответствующую экспертную организацию (МСОП, ИКОМОС, ИККРОМ) и краткое изложение которых передается для ознакомления в Комитет;
3. условия, льготы и привилегии, которые правительство государства, получающего помощь, обеспечивает в отношении Комитета и/или ЮНЕСКО, в отношении имущества и фондов, выделяемых на проект, а также в отношении официальных представителей и других лиц, исполняющих поручения Комитета и/или ЮНЕСКО в связи с данным проектом.

118. Текст стандартного соглашения должен соответствовать регламенту ЮНЕСКО.

119. Комитет решил делегировать полномочия подписания соглашений Председателю Комитета. В исключительных случаях или в силу практической необходимости Председатель может делегировать свои полномочия назначенному им члену Секретариата.

5. Осуществление проектов

120. Для того, чтобы обеспечить эффективное осуществление проекта, для которого запрашивается техническое содействие в рамках Фонда Всемирного наследия, Комитет рекомендует государству, получающему помощь, передать полномочия и ответственность за выполнение проекта какой-либо одной организации - государственной, региональной, местной, общественной или частной.

6. Условия оказания международного содействия

121. Условия предоставления и виды международного содействия предусмотрены в Статьях 19-26 Конвенции об охране Всемирного наследия. Проводя параллель с условиями избрания государств в Комитет Всемирного наследия, определенными в Статье 16 Конвенции, Комитет на своей тринадцатой сессии (1989 г.) принял решение о том, что государства, не выплатившие задолженность по взносам в Фонд Всемирного наследия, не могут получить международную помощь в виде денежной дотации в следующем календарном году. Это положение, однако, не распространяется на случаи запроса на неотложную помощь или подготовку специалистов, определенные настоящим "Руководством". Принимая данное решение, Комитет стремился подчеркнуть значение, которое он придает необходимости полностью выплачивать взносы в течение сроков, определенных в Статье 16 Конвенции об охране Всемирного наследия.
студент вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Развернуть/свернуть список спасибок (1)