Старый 21.09.2004, 04:01  
Николай А.
 
Аватар для Николай А.
 
Рег-ция: 13.01.2003
Адрес: РФ
Сообщения: 8,467
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 1,116
Поблагодарили 1,579 раз(а) в 902 сообщениях
По умолчанию Культура красоты человеческого Духа - 6


Думайте каждый день, как закончить Мое дело.
Учите наследников - красоте учите.
/Озарение, 1.I.3/



Культура красоты человеческого Духа

*** 6 часть ***

Мы ведем разговор о культуре красоты духа.
Если дух - это божественная искра внутри нас, то можно продолжить разговор о Красоте Духа, как о Красоте Огня. Отсюда часто рождался образ представления духа человеческого в образе свечи, светильника. Причем ценился образ светильника не коптящий, не мигающий, не тлеющий, а ясносияющий, постоянно горящий. Образ Чаши Огня Красоты.

Например, в стихах …
Омар Хайяма

Цитата:
"
Чудо -- чаша. Бессмертный мой дух восхваляет ее
И стократно в чело умиленно лобзает ее.
Почему же художник-гончар эту дивную чашу,
Не успев изваять, сам потом разбивает ее?"
Две строчки из стихотворения Надежды Александровны Тэффи:
Цитата:
Моя любовь - немым богам
Зажженная лампада.
А вот из стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого "Некрасивая девочка":

Цитата:
"Так что же такое красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?"
Если вначале мы говорили, о том, что красота духа - есть свет духа, то теперь подошли к источнику к этого света. Красота Духа - это Огонь. Вспомним теперь сравнение духа с искрой Божественного Огня. Даже физический огонь на ярком свете становится невидимым, но он также обжигает как и видимый. Огонь жизни тоже невидим очень часто, однако и обжигаются тоже очень много. Скажете - какой огонь, ничего не горит, пожарников не надо. Если огонь не видно, то это не значит, что его нет. Кто не любит смотреть на огонь костра, кто не любит, чтобы его жизнь была озарена светом любви и надежды. Добавлю еще одно сравнение. Дух человеческий, как электрическая лампочка. Смысл её предназначения - светить. В качестве источника тока этой "лампочки" выступает культура. Она является мощнейшей динамо-машиной или аккумулятором духовных энергий, накопленных лучшими представителями человеческой культуры. Поэтому поэты пишут - "светить и никаких гвоздей - вот лозунг мой и Солнца!" Это из Владимира Маяковского.
Для достижения такой Красоты требуется много сил и энергии. Потому в жизни о некоторых людях или народах говорят: у него много силы духа. Силу духа по-другому можно назвать мужеством. А свет этой силы - светом мужества. Земное мужество, проявленное в обычной жизни, всегда содержит зерно духовной силы, духовного мужества. В чем измерить эту силу духа, силу мужества? В победах. В первую очередь над собой, над обстоятельствами жизни, над испытаниями. Только в испытаниях идет закалка духа. Не зря часто из древности идет такой образ, как закалка меча духа. Меч - символ силы. Вспомним, как нелегок труд создать сильное, надежное и могучее оружие. Тем, кто создает и участвует в создании и испытаниях современного оружия, это хорошо знакомо. Это коллективный труд множества предприятий страны. Но Меч духа каждый должен выковать сам. У Николая Константиновича Рериха есть такая картина "Ковка меча". Работает два человека - кузнец и его помощник. Летят искры, наносятся ритмичные удары, пламенеет раскаленный меч. Каждый человек кузнец своей судьбы, своего счастья. Своими руками, своими ногами творится судьба. Остальные могут только помогать. Когда приходят трудные минуты, полезно повторять себе: терпение и мужество. Терпение, проявленное в трудных обстоятельствах, есть накопление мужества, а значит и накопление сил. Скажите - нету сил терпеть, вспомните о мужестве. Еще немножко сил найдется. Одно поможет другому. Терпение и мужество.
Так, где же куется Красота Духа? В труде. В труде обычного повседневного дня, среди обычных дел, обычных ситуаций. Может, кому-то трудно будет понять, как связан труд и красота духа? Ведь для некоторых работа - это кабала, насилие над собой. Им не нравится, то что они делают на своей работе. Такая работа, действительно, не приносит пользы для человека. Иное дело любимая работа, когда она приносит радость. В тоже время, каждый труд развивает в человеке какое-то качество, даже неинтересный, монотонный, механический труд, делаемый изо дня в день, развивает в нем ритм и терпение. Сознательный и радостный труд, со стремлением сделать как можно лучше, творит чудеса. Чудеса, как в творениях труда, чудесах, как возжигающие его дух огнем энтузиазма. Еще раз обращусь к творчеству братьев Вайнеров, в том месте, где они передают рассказ мастера Амати, учителя Страдивари и Гварнери о том, как он работал над скрипками:
Цитата:
"Моя работа провела меня через все ипостаси человеческого счастья. … Когда я пришел в мастерскую деда, я был беден, как бродяги на … причалах, я не знал совсем ничего. А дед, как мне тогда казалось, знал все, и от этого постыдность моей нищеты была особенно наглядна. Прошли долгие годы, пока я набрался богатства знания, и это богатство я всегда ношу в себе…
… слушая звуки моих скрипок, люди плакали, и это были слезы радости и грусти - в инструментах была моя большая любовь. Я любил их, как отец и как муж, как любовник, в них была тоска отвергнутого и радость обладателя, величие и красота альпийских елей, из которых их делали, крик пленного гепарда и трепет форланы, звон воды на перекатах Треббии и вся моя благодарность этому миру, давшему счастье родится и создавать в своей мастерской маленькие звучащие деревянные живые миры, способные вместить все это…
- И вы думали об этом, учитель, когда создавали свои скрипки? - спросил Антонио.
- Да, всегда я думал об этом. Я никогда не работал в плохом настроении (Н.А. - отвлекусь, вспомните наш разговор о "быть не в духе, в плохом настроении"), чтобы хоть один надрез не получился у меня случайным, непродуманным, непрочувствованным. В этом и была та война, которую я вел все жизнь, - я давным-давно понял, что звук не получишь колдовством, омовениями и всей этой прочей ерундой. Я много лет назад понял, что все в мире управляется законами, и волшебный звук скрипки - не более чем познанный закон. И законов звучания много, но большинство их мы не знаем, а они от этого не перестают существовать, и мы медленно - терпением, памятью и умом - находим истину, хотя объяснить её не можем. Ощупью изыскиваем мы правду и, как слепые, запоминая её слабый рельеф и по звуку знаем - это хорошо! Много лет спустя объяснят, почему это так, а не иначе. Но кто-то должен идти впереди, первым сделать то, что до него было невозможным. И если ему удается, то всю войну, для познания себя и счастья, он выиграл … ".
Так творил великий мастер Амати. Пример такого мастерства каждый может взять на вооружение. В таком труде куется меч духа, человек закаляет свои лучшие качества, творения его намагничиваются светлой энергией на века. Радостный и сознательный труд - источник энергии. Такой труд - парадокс, так трудится и трудно и легко. Учитесь творить. Сначала можно копировать все лучшее у лучших мастеров вашего дела, а затем пробуйте свое творчество.
Дам возможность еще раз высказаться старому мастеру Амати нам современникам:
Цитата:
"Только природа легко и просто создает прекрасное. Все прекрасное, что сотворяется руками человеческими, рождается в муках, кровавом поту, тоске неудовлетворенности, боли телесной и страданиях душевных. Если у тебя достанет сил пройти через это, то я обещаю тебе бессмертие познания истины. И всегда помни: истину обретают в боли…".
Николай А. вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх