Старый 10.09.2004, 01:02  
Николай А.
 
Аватар для Николай А.
 
Рег-ция: 13.01.2003
Адрес: РФ
Сообщения: 8,467
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 1,116
Поблагодарили 1,579 раз(а) в 902 сообщениях
По умолчанию Культура красоты человеческого Духа - 1


Думайте каждый день, как закончить Мое дело.
Учите наследников - красоте учите.
/Озарение, 1.I.3/




Культура красоты человеческого Духа


Сегодня хотел бы начать не просто беседу о красоте, а поговорить с вами о красоте человеческого духа, о смысле жизни, о единстве между духовной и физической красотой, рассказать Вам о роли культуры и искусства в накоплении и укреплении внутренней красоты человека, как духовной силы, продолжить разговор об важности умения творить красоту.
О некоторых темах очень трудно говорить. Язык обычного человека в словах выражает только часть того, что он хочет передать. Культура Красоты - тема необычная. Необычная тема требует необычной формы, понятий и выражений. Кому-то некоторые вещи, которые буду говорить, будут казаться банальными истинами. Постараюсь говорить простыми словами - лишь бы поняли. Как сказал французский философ и математик Рене Декарт: все истины между собой связаны. От банальных или простых истин можно перейти к новым, небанальным.
Много говорят о внутренней красоте человека. О чем это? Анлийский лорд-канцлер и философ Френсис Бэкон писал: "Добродетель есть не то иное, как внутренняя красота, красота же - не что иное, как внешняя добродетель". Итальянский эстет Пагоно продолжил: "Красота есть проявляющееся добро, добро же есть внутренняя красота". Обычно под внутренней красоте разумеются прекрасные качества и действия души. Это, прежде всего, великодушие, милосердие, сердечность, искренность, благородство и другие. Эти качества важны, и мы к ним не раз еще вернемся, но они являются отражением еще большей глубины нашего существа. Поэтому обратимся к истинному источнику красоты в нас. Это красота духа. Красота духа - это что-то очень глубинное идущее из нас. Сокровенна эта глубина. Сокровенно, прекрасно и радостно то, что идет с этой глубины.
Именно дух является той глубиной человеческого существа, откуда льются волны Огненной Красоты. Если мы их сдерживаем, то оттуда пробиваются только тонкие лучики, как сквозь щели, между коркой привычек, предрассудков и суеверий. Открытое и чистое сердце, чистая и искренняя душа позволяет увидеть проявление всех оттенков Красоты Духа. Чистота, простота, мужество, любовь, красота, радость и мудрость - эти лучи Духа украсят любого.
Если внимательно приглядываться к человеку, то какой бы он ни был на первый взгляд - этот свет можно заметить. Ведь в каждом человеке есть что-то хорошее и что-то не очень. Вот это хорошее и есть тот самый прекрасный свет красоты духа. Свет духа - это есть свет его красоты. Именно этот свет притягивает, одухотворяет, наполняет жизнью. Редко замечается этот свет, а нередко стараются затушить даже его самые небольшие проблески. Хорошо сказал Захар Большаков в фильме "Тени исчезают в полдень": "Когда перевернешь пласт земли, когда пашешь, то там целая куча корешков. И не знаешь - какой полезный, а какой нет. Так и с человеком". Трудно людям освободится от привычки замечать только плохое в жизни. Трудно людям избавляться от безобразий жизни.
Трудно, но можно научиться новым привычкам - замечать и поддерживать в человеке все человеческое. Эти наблюдения приносят незаметную радость. По этой силе радости можно замечать о многом. Известный американский философ и поэт Ральф Эмерсон говорил: "Радость духа - есть признак его силы". Это очень важное замечание для дальнейшего разговора. Сила радости - это признак силы духа, так запомним. А Лев Николаевич Толстой как бы добавлял: "Человек должен бы быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся". Поэтому к радости у некоторых людей особое отношение. Они её берегут, созидают, творят через неё, живут через неё, и действуют через неё. Есть такое слово в нашем языке - "жизнерадостность". Это - наполненность нашей жизнью радостью.
Говорить о Несказуемом словами невозможно. Если соль находится на столе, это не значит, что мы уже ощутили вкус ее. А область духа - это тайна из тайн. И все же человек нашел средства, как общаться с другими людьми на эту тему и не затемнять свет красоты духа, не принижать высоких образов прекрасного. Это язык искусства, это язык культуры. Только культура позволяет осторожно и бережно прикасаться к сознанию людей. Культура Красоты очищает людей, их души, сознания, сердца. Поэтому буду использовать все, что найду из Культурного наследия нашего народа, народов мира из области красоты духа. Это стихи Пушкина и Шекспира, проза Достоевского и Гоголя, это философия Герцена и Толстого, Рериха и Бэкона, Платона и Конфуция, это и многое другое, что входит в емкое понятие Культура - искусство, философия, наука. Из чего складывается культура Красоты Духа? Из искусства создания Прекрасного, науки исследования и освоения Прекрасного, философии мышления о Прекрасном, религии, как стремлении к высшей Красоте.
Слово "культура" можно рассматривать из двух корней: Культ - Ура. Слово "культ" - почитание, слово "Ур" - корень света. Иначе говоря, культура красоты духа - это почитание света красоты духа. Почитание духовной красоты в другом - это обращение и опора на его лучшие качества.
В качестве примера приведу такой случай. Известный педагог, грузинский школьный учитель, академик Шалва Александрович Амонашвили на встрече, посвященной презентации своей книги "Педагогическая симфония" и на которой мне удалось услышать и увидеть его, рассказывал следующее. Когда он перечислял принципы гуманной педагогики, которые он использует в своей работе, он привел и такой интересный прием: "Когда я беседую с ребенком, который только что напроказничал, то я говорю ему: "какие у тебя добрые глаза" (а у него были злые-злые), "ты светишься". И у него начинают меняться глаза. Они становятся добрыми. Я смотрю: чего не хватает в ребенке, и утверждаю ему, что в нем то-то это есть. Так я рисую ребенка: вот чего не хватает то и дорисовываю". Выступавшие затем на этой встрече учителя школ потом добавили, что так можно работать и с родителями детей, и с учителями. Дорисовывать их до светлого, до прекрасного.
Единства красоты тела, души и духа. Это состояние у древних греков называлось "каллокагатией". Редкое слово, но нужное. Каллокагатия, совокупность совершенств, культура совершенного Человека. Пора вспомнить это слово. Почему? Вот, что пишет Иван Ефремов в романе "Лезвие бритвы": "… насколько еще плоха наша жизнь, если каллокагатия, то есть сочетание красоты телесной и духовной, о которой так мечтали в Древней Элладе, смертельно опасна для ее обладателей". Да, в современной жизни человеку, старающемуся жить по принципам красоты, приходится очень нелегко. Иллюзия, что "легче быть как все". Современный педагог А.Рогозянский пишет: "Каллокагатия", греческий идеал добродетели, не называл, однако подразумевал нравственность". Действительно, нравственность обесценилась в обществе. И в таком безнравственном обществе жить опасно. Кто же будете воспитывать нравственность? Искать крайнего - государство, школа, семья, а может просто начать с себя? А пример, как известно, заразителен. Тот же Ефремов писал: "Такое совершенство, каллокагатия, приобретается лишь в долгой огранке поколений". Это из его романа "Таис Афинская". Неужто мы прервем эту самую "огранку"?
Творя красоту внутри себя, мы тем самым переносим, отражаем эту красоту в жизнь повседневную. Таково следствие единства красоты.
Поэтому дятлом буду твердить: красота-красота-красота.Та-та-та. Кра-со-та. Шутка.
Красота Духа. Красота и Дух. Священная Красота и Святой Дух. Речь идет об одной и той же силе, которая воздействует на нас и на все в окружающей вселенной. Если представление о Св. Духе туманны, то проявления священной Красоты известны.
Есть люди не верящие в силу Св. Духа (его, мол, не пощупаешь ничем), но нет человека, не ощутившего силу Красоты. Хотя несказуемая причина проявления обоих - общая. Действие обоих подобно - оба освещают все, с чем они соприкасаются. Лучи этого света тоже известны, уже говорил о них - мужество, простота, подвиг и т.д. Плоды Красоты по нашему духовному перерождению и действие даров Св. Духа одинаковы.
Сказано: "по плодам узнаете их" /Матф.7:16/. Добавлю: по плодам красоты или плодам безобразия. Напомню о дарах Святого Духа: именно их советовали собирать в течение жизни мудрые люди, их - те самые духовные нетленные богатства, а не материальное благополучие. Скажете - "это все красивые слова, а нам жить надо на что-то". Постараюсь показать эту неочевидную выгоду - собирать нетленные богатства. И если как собирать дары Св. Духа пока непонятно, то как собирать плоды красоты немного яснее. Постараюсь показать, что это сводится к одному и тому же.
Николай А. вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх