Старый 11.05.2009, 14:38   #1
Sun Light
 
Аватар для Sun Light
 
Рег-ция: 07.05.2007
Сообщения: 199
Благодарности: 0
Поблагодарили 8 раз(а) в 5 сообщениях
По умолчанию Тайна Тибетца раскрыта?

ТАЙНА ТИБЕТЦА РАСКРЫТА?



Многих эзотеристов уже не один десяток лет занимает вопрос — кто тот таинственный Тибетец, который является автором книг, опубликованных под именем Алисы Бэйли, и существует ли он в действительности — по крайней мере на физическом плане. Свет на это неожиданно пролило сравнение двух портретов — одного, известного как портрет Тибетца среди последователей А. Бэйли [рис. 1], и другого, кисти С.Н. Рериха, выставленного в Музее Н.К. Рериха в Москве [рис. 2]. Это очевидное сходство до последнего времени не было никем замечено по той простой причине, что рериховцы и последователи Бэйли обычно недолюбливают друг друга и практически не общаются между собой, а потому мало кто из них видел оба портрета.

Некоторые связывают Тибетца Бэйли с известным деятелем буддизма Сардаром Бахадуром Ладен Ла, основываясь главным образом на следующем высказывании Е.И. Рерих:

«Совет Вам, родная, не читать книги Алисы Бейли. В конце жизни она уявилась последовательницей Люцифера. Вначале она не стеснялась оявиться ученицей сиккимского обывателя, некоего Ладен Ла, состоявшего на службе местного правительства. Мы знали его. Она называла его своим учителем и даже пыталась связать его с великими Обликами Бел. Братства.» (Письмо к Е.П. Инге от 10.X.54 г.)
Однако тут говорится лишь о начальном периоде, да и сама Бэйли, как видно из её собственных слов, не смешивала Тибетца с Ладен Ла, хотя и была, возможно, по переписке, знакома с последним:

«Несколько лет тому назад один очень близкий друг, тесно связанный со мною и Фостером с самого начала работы — м-р Генри Карпентер — уехал в Индию, чтобы попытаться найти Учителей... но Далай-лама отказал ему в разрешении пересечь границу. ... К нему явились с визитом четыре ламы... м-р Карпентер выяснил ситуацию; ему сказали, что лама был настоятелем монастыря по ту сторону тибетской границы и прибыл специально для того, чтобы поговорить с м-ром Карпентером.

Настоятель сказал ему, что он интересуется выполняемой нами работой и спросил насчёт меня. Он расспрашивал о Школе Арканов и дал ему для меня два больших пакета ладана. Позже м-р Карпентер виделся с генералом Ладен Ла в Дарджилинге. Этот генерал — тибетец, получивший образование в Великобритании в публичной школе и университете; он стоял во главе секретной службы на тибетской границе. Он уже умер; он был великодушным и добрым человеком. М-р Карпентер рассказал ему о своём приключении с этим ламой и сказал ему, что тот был настоятелем одного ламаистского монастыря. Генерал начисто отверг такую возможность. Он сказал, что настоятель является очень великим и святым человеком, и что не было случая, чтобы он пересекал границу или встречался с жителем Запада. Однако, когда м-р Карпентер вернулся в следующем году, генерал Ладен Ла признал, что допустил ошибку — настоятель действительно спустился, чтобы увидеться с ним.» (А. Бэйли. «Неоконченная автобиография»).

Ладен Ла скончался в 1936 году, так что описываемые события вполне могли происходить в начале 30-х годов. Нет и портретного сходства между фотографией Ладен Ла [рис. 3], приведённой знаменитым исследователем буддизма У. Эвансом-Вентцом в своём издании «Тибетской книги о великом освобождении» (Ладен Ла сотрудничал в работе над её переводом), и (неофициальным) портретом Тибетца, распространённым у последователей Алисы Бэйли. Происхождение последнего неясно, так как представители её школы отказывались давать пояснения по этому вопросу, мотивируя это тем, что личности — не главное, и портреты не имеют принципиальной важности, но по всей вероятности Бэйли получила этот портрет от своего учителя по почте. Она упоминает вполне материальное сообщение с ним, и в то же время не говорит ни о каких предметах, которые были бы получены путём осаждения или материализации.

«Эта работа Тибетца сильно заинтриговала людей и психологов повсюду. Они спорят относительно причины этого феномена и доказывают, что написанное мною, вероятно, исходит из моего подсознания. Мне сказали, что Юнг считает, что Тибетец — это высшее “я”. Я как-нибудь (если буду иметь удовольствие встретиться с ним) спрошу у него, как моё персонифицированное высшее “Я” может посылать мне подарки из Индии, потому что именно это он и сделал.» (Там же).

Теперь посмотрим, что писал о себе сам Тибетец:

«Я живу в физическом теле, как и другие люди, на границе Тибета и временами (с экзотерической точки зрения) возглавляю большую группу тибетских лам, когда это позволяют мои другие обязанности. Именно это вызвало сообщения о том, что я являюсь настоятелем одного ламаистского монастыря. ... А.А.Б. знает, кто я, и узнаёт меня под двумя моими именами, но не разгласит это.» (Статья Тибетца «Личности и авторитет», опубликованная в журнале «Бикон» за август 1934 г.).

Приведённый здесь портрет работы С.Н. Рериха написан как раз на границе Тибета и датирован 1932 годом. Мы точно не знаем, где именно был написан портрет. В письме С.Н. Рериха от 11 сентября 1933 г. говорится:

«С тех пор, как вы отсюда уехали, я написал несколько больших пейзажей Лахула и Кулу, которые вскоре будут отправлены в США. Страна столь богата типами и сценами, что почти невозможно исчерпать эту тему. В свою серию я включил несколько портретов лам секты “красных шапок”.»

Однако лама, изображённый на портрете — в жёлтой шапке; в то же время можно предположить, что его портрет всё же относится к упомянутой серии и написан недалеко от Кулу, а возможно и в доме Рерихов в Кулу. К сожалению, не имеется опубликованных писем С.Н. Рериха от 1932 г., по которым можно было бы проследить его творчество и передвижения. Подпись под портретом гласит: «лама Тондуг»; очевидно, именно этим именем представился С.Н. Рериху лама, позировавший для портрета. В то же время сравнение двух портретов показывает, что несмотря на то, что на них по всей вероятности изображён один и тот же человек, неофициальный портрет Тибетца не восходит к портрету С.Н. Рериха и является независимым произведением; тем более что портрет ламы, выставленный сейчас в музее [рис. 4], долгое время хранился у автора и лишь сравнительно недавно был привезён в Россию и стал известен публике. Официальных изданий этого портрета в альбомах и на открытках тоже не имеется, хотя основательных исследований в этой области, равно как и исследований деятельности С.Н. Рериха в 1932 году, мною не проводилось. (Через год после написания статьи мне сообщили, что этот портрет был опубликован в журнале «Культура и время» №3/4 за 2004 год, но эту информацию я не проверял).

Таким образом, с достаточно большой долей вероятности можно предположить, что под псевдонимом Тибетец скрывался лама Тондуг, живший на границе Тибета и изредка навещавший Индию.


К. Зайцев

Подписи к иллюстрациям
Рис. 1. Тибетец
Рис. 2. Лама Тондуг. Портрет работы С.Н. Рериха, 1932.
Рис. 3. Сардар Бахадур Ладен Ла

***






Последний раз редактировалось Sun Light, 11.05.2009 в 14:42.
Sun Light вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх