Старый 28.04.2009, 21:23   #3
rigzen
 
Аватар для rigzen
 
Рег-ция: 03.10.2008
Сообщения: 3,035
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 222
Поблагодарили 317 раз(а) в 237 сообщениях
По умолчанию Ответ: Фестиваль писанок в Коломые

продолжение

На "дереве жизни" многих народов, наравне с наидревнейшими, такими, как Индия, Китай, Египет, по праву присутствует и украинская писанка. Она стала выражением уникального по совершенству явления, созданного гением украинского национального духа, который формировался в лоне удивительной лирической природы Украины на протяжении тысячелетий. Ритмы замираний и возрождений самой природы, несравненных по красоте лунных ночей, отражающихся в тихих зеркальных водах вместе с чарующим мерцанием Млечного Пути, сформировали характер певучего, по-особому лирического человека-мыслителя, созерцателя необозримых далей и глубин чарующего Космоса, как внешнего, так и внутреннего.
Этот длительный народный опыт созерцания Космической Красоты дал удивительные по форме и обобщению знаки - символы Вселенской Мудрости, развил Глаз Света - своеобразное ясновидение, гармонически слившееся с звуком-цветом, мелодично передававшее чарующее звучание Природы, ее эпического пространства, задушевного, как украинская песня, дума, сказка.
Это уникальный опыт трансцендентного мышления древних, нить преемственности, дошедшая до наших времен, которая так необходима сегодня. Подобно току в проводке, оборванная нить не даст энергии для двигателя. Даже по механике видно, как важно быть соединенным с источником энергии, природа которого во всех случаях космическая, то есть духовная или одухотворенная.
Особенный трепет вызывает, когда ныне живущие сказители-писанкари демонстрируют свой особый метод, который они называют "видеть и слышать сердцем". Писанкарка Мария из села Космач в Карпатах утверждает, что пишет писанки лишь в том случае, когда видит символ-знак в сердце. Кстати, в карпатском селе Космач не только сохранилась традиция писать писанки, но открыт и действует международный центр писанкарства.
В селах жили Красотой весь календарный гол - Круг, Коло, Колесо - , заряжаясь весной на весь год. Отсюда и название города - Коломыя. А еще один карпатский городок называется Калачава (как схоже с индийским "калачакра"!), над ним возвышается гора Красная, то есть "прекрасная", - все это 1 свидетельствует о глубинном синтезе древних одухотворенных знаний многих народов, оставивших свой след на украинской земле. Здесь каждый умел писать писанку. В поэзии Т.Г. Шевченко встречается удивительное сравнение: "Село на нашей Украине - как будто писанка село". Разве это не обобщающая формула культа Красоты украинского народа!
Писанка и песня - вот две книги народной истории, в них зачастую нет дат, нет конкретно-исторических упоминаний войн и революций, но есть эпика национального духа, чувств, дум и самых возвышенных стремлений. Протяжные песни с хороводами и древние знаки-руны украинских писанок, вышивок, росписей соединяли человека с природой и неведомым пространством духа и космоса.
Разрушение традиционной народной культуры в XX веке привело к губительным для жизни человека последствиям и грозит окончательным разрушением человека в XXI веке. Поисками утраченных связей - культурных и временных - занялись многие, самые лучшие и самые чуткие, в начале XX века и в конце его. В условиях быстротечных смен внешней жизни у них выработалось ощущение вечных ценностей, возвышающихся над всем, и главной из них - всепобеждающей силы воскресающей Красоты. Это знание - может быть, самое важное из всех знаний Мира. Именно "осознание Красоты спасет мир", как оно спасало его все века. Это, может быть, самая нужная вера для начавшегося третьего тысячелетия. Это Знаки великой правды, истоки культур многих славянских пародов.
Глубоко ошибаются те, кто думает, что писанка началась со времен христианской Пасхи. Она менее всего связана с конкретной религией или конфессией. Ее сила - в природе, в космосе, в убедительности побеждающей красоты. Воскресение всего сущего весной, обновление жизни всегда было для славянских народов выше официальной религии. Религиозное чувство украинца возвышалось над узкой церковностью, оно проявлялось в песне души, в вечной тоске но утерянному "Золотому веку", "Вечной весне".
С принятием Христианства на Руси Владимиром Великим в писанкарском искусстве появились христианские мотивы и писанка стала символом Великого Дня - Великодня, главного на Руси праздника Воскресения Иисуса Христа. Вместо "Весны Священной" языческого периода на Руси наступил период христианский, период познания Духа. Но славяне продолжали создавать мифы и легенды о писанке. Например, в Карпатах, на Гуцульщине рассказывают: "Злой Ирод, прикованный в Пекле (Аду), каждый год посылает своих слуг на землю и спрашивает у них, когда они возвратятся назад в Ад: "Л пишут ли еще люди писании или нет?" - "Пишут все люди", - отвечают черти. Тогда Ирод захлебывается слезами, потому что те люди, которые пишут писанки, - не его люди.
Плачет Ирод, срывается с цепей, но кузнецы снова утолщают железо...
И так, пока пишут, до тех пор будет существовать мир, а если перестанут, тогда мир кончится".
Таким удивительным образом народный гений синтезирует легенды, сохраняя свое мифологическое сознание, национальное своеобразие и убедительную силу правдоподобия.
И еще одна легенда: "Когда Христа вели на муки. Матерь Божья писала ночью писанки. Получились они очень красивые. Когда писала, выкатывались из очей слезы: которая слезинка на писанку капнула, там появилась цяточка (крапинка). Поэтому и кладут писанкарки на писанки эти цяточки". Как удивительно народ проявил свою находчивость Изумляешься искренности и образности мышления: народ не допустил иной возможности выразить чувства матери, как через образ слезинки, превращающей горе, страдание в величие Красоты, восторг Духа.
{продолжение следует}
rigzen вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх