Старый 05.11.2008, 15:55   #1
Кайвасату
 
Аватар для Кайвасату
 
Рег-ция: 09.03.2003
Адрес: Минск
Сообщения: 14,140
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 1,108
Поблагодарили 1,129 раз(а) в 827 сообщениях
По умолчанию Справедлив ли Бог в Христианстве?

Справедлив ли Бог
или
есть ли карма в Христианстве?

В связи с тем, что одновременное отрицание реинкарнации и утверждение справедливости Бога приводит к противоречию, в христианстве зародилась и многими богословами преподносится идея несправедливости Бога. Они говорят, что Бог судит не по справедливости, но по любви или по милосердию.
Казалось бы вся абсурдность и непривлекательность этого утверждения налицо, но видимо нет…
Тогда давайте разовьём и продолжим идею несправедливого Бога, чтобы наглядно показать то, к чему может приводить подобное верование.
Итак, если Бог несправедлив, то:
1) Страшный суд состоится не по справедливости (а по произволу Бога)
2) При таком подходе теряет смысл вообще совершение каких-либо предписываемых «богоугодных» действий, т.к. они не будут являться основанием для твоего награждения или порицания.
3) Он не имеет того качества, к которому многократно призывает всех людей. (Святые отцы называют справедливость одной из четырех главных добродетелей: мудрость, мужество, воздержание и справедливость)
Т.е. отрицание справедливости Бога, справедливого воздаяния за совершаемые деяния , отрицает по сути всю христианскую практику как бессмысленную.
Тут нужно добавить, что по сути речь идет о концепции кармы (кстати неразрывно связанной с концепцией реинкарнации).
Но мне, всё же, видится, что любой думающий христианин хоть и надеется на дармовое прощение его грехов, но, всё же, предполагает как минимум справедливость Бога по отношению к нему. И, конечно же, святые отцы, много думающие над концепциями христианства, не могли обойти эту тему стороной. Конечно это не есть позиция церкви. Церковь оставила за собой право трактовать и утверждать концепции христианства, независимо от того, какое на этот счет имели мнения непризнаваемые или признаваемые ими святые.
Я считаю, что просто нужно честно и открыто церкви признаться в том, признает ли она Бога справедливым или же нет. Если да, то возникает вопрос о необъяснимых (фраза «на всё воля Господня» - за объяснение не считается) никакой логикой жестокостях и несправедливостях Господа (при условии отрицания концепции реинкарнации, а церковь её отрицает), а если нет, то тогда возникнет вопрос о бессмысленности блюдения заповедей и исполнения каких-либо предписаний.


Святой Марк довольно детально описывает концепцию кармического воздаяния, учитывая даже такие нюансы, как возможность взятия на себя чужих грехов. Также обратите внимание на безусловную его веру в божественную справедливость. Приведу часть его наставлений:
  1. Из случающегося с нами печального, ничто не постигает нас несправедливо, но все бывает по праведному суду Божью. Иные терпят за свои злые дела, а иные за ближнего. Вот и три отрока, будучи ввержены в пещь, учат нас этому образу мыслей, говоря, что они ввержены по своей вине (Дан. 3, 28. 31). и по повелению Божью, хотя и приняли на себя (в это время) лицо других. И Святой Давид, будучи оскорбляем Семеем, исповедал, что он по своей вине и по повелению Божью подвергся оскорблению (2 Дар. 16, 11). Исаия же и Иеремия, Иезекииль, Даниил и другие Пророки предвещали народу (Израильскому) и племенам (языческим), что их постигнут в будущие времена скорби, соразмерно грехам каждого, объявляя им вместе и вины их и бедствия, ибо выражаются так: за то, что они говорили сие и делали то и то, постигло их то-то и то-то. И блаженный Давид, объясняя это, говорит в Псалме: разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя, и воистину смирил мя еси (Псал. 118, 75) и еще: поношение безумному даль мя еси. Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси (Псал. 38, 9. 10).
  2. Укоряющего нас будем принимать, как Богом посланного обличителя сокровенных в нас злых мыслей, чтобы мы, с точностью рассмотрев наши мысли, исправили себя, хотя мы и не знаем многого, кроющегося в нас злого, ибо только совершенному мужу свойственно помнить все свои недостатки. Если и явные недостатки (наши) не так удобно бывают нами замечаемы, то тем более помышления, а мы, не зная большей части кроющегося в нас зла, смущаемся постигающими нас скорбями. Познаем же как разумные, что Господь для пользы нашей попускает на нас скорби и делает нам чрез то много добра: во-первых чрез это обнаруживаются тайно владеющие нами (злые) мысли, по обнаружении же их, Господь подает нам и смиренномудрие истинное и непритворное, потом дарует нам и избавление от суетного возношения и совершенное открытие всякого таящегося в нас зла. Достоверно знайте, что если мы не переносим постигающих нас скорбей с верою и благодарением, то не можем познать скрытого в нас зла, если же явно не познаем его, то ни настоящих злых помыслов не можем отвергнуть, ни очищения от прежних зол взыскать, ни относительно будущего не можем получить твердой уверенности.
  3. Постигающие нас скорби и обличения, по-видимому, не бывают подобны нашим винам, но в духовном отношении сохраняют всю правду. Это мы можем познать и из Св. Писания, разве те, которые погибли под разрушившеюся башнею Силоамскою, обрушивали на других башню? Или пленники, отведенные на покаяние в Вавилон на семьдесят лет, брали в плен других на покаяние? Не таковы наказательные случаи, но как воины, если они будут обличены в каком-либо преступлении, подвергаются наказанию биения, но не то самое зло терпят, какое сделали, так и все мы бываем наказываемы постигающими нас скорбями своевременно и прилично к покаянию, но не подобообразно, ни в то же время, и ни теми же вещами. Это, то есть, отсрочка времени и несходство постигающих нас скорбей с нашими винами и приводит многих в неверие правде Божьей.
  4. Вина всякого скорбного случая (встречающегося с нами) суть помыслы каждого из нас: мог бы я сказать, что и слова и дела, но так как они не происходят прежде мысли, потому я приписываю все помыслам. Помысел предшествует, а потом чрез слова и дела образуется между нами (и ближними нашими) общение. Общение же бывает двух родов: одно происходит от злобы, а другое от любви. Чрез общение мы воспринимаем друг друга, даже и тех, кого не знаем, а за принятием на себя (ближнего) необходимо следуют скорби, как говорит Божественное Писание: поручаяйся за своего друга, врагу предает свою руку (Притч. 6, 1). Так каждый терпит постигающее его не за себя только, но и за ближнего – в том, в чем он принял его на себя.
  5. Принятие на себя ближнего, происходящее от злобы, бывает невольное. И случается так: лишающий чего-либо (ближнего своего), хотя и не желает, принимает на себя искушения лишаемого, также клевещущий – искушения оклеветанного им, лихоимствующий – лихоимствуемого, утомляющий – утомляемого им, оговаривающий – оговариваемого, презирающий – презираемого, лгущий принимает на себя искушения того, кого он оболгал, и чтобы не перечислять всего порознь, скажу кратко: всякий обижающий ближнего соразмерно (с обидою) принимает на себя искушение обижаемого им. 0 сем свидетельствует и Божественное Писание, говоря: изрываяй яму искреннему своему, впадется в ню, и валяяй камень на себе валит (Притч. 26, 27), также: в недра входят вся неправедным: от Господа же вся праведная (Притч. 16, 33). Еда ли неправеден Бог, наносяй гнев (Рим. 3, 5) не только на вразумляемых скорбями, но и на тех, кои безрассудно восстают против сих скорбей.
  6. Принятие на себя ближнего по любви есть то, которое всячески предал нам Господь Иисус, прежде исцеляя не мощи наши душевные, потом целя всяк недуг и всяку болезнь вземля грех мiра, обновляя твердо верующих Ему и соделывая чистым оных естество, даруя им избавление от смерти, завещав Богопочитание, благочестию уча, показывая, что мы должны ради любви злострадать до смерти, к тому же даровал нам и терпение причастием Духа и будущие блага, ихже око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9). Потому принимает и искушения за нас, терпит поношения, поругание, связание, бывает предан, биен по ланитам, напояем оцтом и желчию, пригвождаем гвоздями, распинаем, прободен копьем. Так, соединившись с нами и плотью, и духом, и восприняв за нас страдания, Он предал потом сей закон и святым Апостолам и ученикам, Пророкам, Отцам, Патриархам, одних прежде научив Святым Духом, а другим показав то Пречистым Телом Своим. Являя это принятие на Себя, Он говорил: болъши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. 15, 13). Потому и Святой Павел, подражая Господу, говорил: ныне радуюся во страданиях моих о вас, яко исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей за тело Его, еже есть Церковь (Кол. 1, 24), гадательно указывая на принятие по любви.«Добротолюбие»)
Ориген также глубоко верил в справедливость Бога и из неё исходил в своих рассуждениях (цитаты см. http://agni-yoga.net/phpBB3/viewtopic.php?p=6720#p6720 )

«Слеп милостивый, если он несправедлив; ибо возделывает поле, с которого не может собрать жатвы» (Преподобный Нил Синайский, «Добротолюбие»).

В Новом Завете к Иисусу (которого христианство почитает Богом) приходили фарисеи и как само сабо разумеещееся и всем известное говорили о его справедливости, используя которую и хотели его подловить. Иисус же не отрицал этих утверждений:
«15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. 16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице» (Евангелие от Матфея 22).

Справедливость Бога – один из основных и неотъемлемых тезисов иудаизма, наряду с милосердием, узурпированным позже христианством. О справедливости Бога мы находим свидетельства и в Ветхом завете:
«35 …И истина велика и сильнее всего. 36 Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепещут пред нею. И нет в ней неправды. 37 Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие и все дела их таковы, и нет в них истины, и они погибнут в неправде своей; 38 а истина пребывает и остается сильною в век, и живет и владычествует в век века. 39 И нет у ней лицеприятия и различения, но делает она справедливое, удаляясь от всего несправедливого и злого, и все одобряют дела ее. 40 И нет в суде ее ничего неправого; она есть сила и царство и власть и величие всех веков: благословен Бог истины!» (вторая книга Ездры, гл. 4)

Напомню, что Иисус сказал «Я есмь путь и истина и жизнь» (Евангелие от Иоанна 4:6).
Вся Библия содержит множество призывов к верующим быть справедливыми, но мы говорим о справедливости Бога, а потому продолжим.
« Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека» (книга премудрости Иисуса, сына Сирахова 1:22)
« и не отступит, доколе Всевышний не призрит и не рассудит справедливо и не произнесет решения 19 И Господь не замедлит и не потерпит, доколе не сокрушит чресл немилосердых; 20 Он будет воздавать отмщение и народам, доколе не истребит сонма притеснителей и не сокрушит скипетров неправедных, 21 доколе не воздаст человеку по делам его, и за дела людей - по намерениям их» (книга премудрости Иисуса, сына Сирахова гл. 35)
В Библии вполне может быть отслежен закон кармы, согласно которого наказание или поощрение происходит в соответствии с твоими деяниями (учитывается намерение). Отрицание справедливости отрицает это воздаяние. Однако мы имеем в Библии воздаяние Богом «по делам»:
«10 Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, 11 ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему. 12 Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда» (Книга Иова гл. 34).
«26 Легко для Господа - в день смерти воздать человеку по делам его. 27 Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его » (книга премудрости Иисуса, сына Сирахова гл. 11)
«13 Как велика милость Его, так велико и обличение Его. Он судит человека по делам его. 14 Не убежит от Него грешник с хищением, и терпение благочестивого не останется тщетным. 15 Всякой милостыне Он даст место, каждый получит по делам своим» (книга премудрости Иисуса, сына Сирахова гл. 16)
« От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по делам рук его» (Книга Притчей Соломоновых, 12:14)
«12 Скажешь ли: "вот, мы не знали этого"? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его» (Книга притчей Соломоновых, гл. 24)
Таких фрагментов о воздаянии по делам в Ветхом Завете очень много. Повторяются они и в Евангелиях
« ибо прийдет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Евангелие от Луки 16:27).
«6 Который воздаст каждому по делам его: 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, -- жизнь вечную; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, -- ярость и гнев. 9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Послание Павла к Римлянам, гл. 2 )
«Который нелицеприятно судит каждого по делам» (первое соборное послание Петра 1:17).

Излишне упоминать, что воздаяние Богом по делам автоматически предполагает наличие у Него справедливости и противоречит её отсутствию.

PS «Любите справедливость, судьи земли» (Книга премудрости соломона 1:1).
«Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все» (Книга премудрости соломона 28:5)
__________________
Те, к кому труднее всего испытывать любовь, нуждаются в ней более других...
Кайвасату вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх